Модель 2141 появилась в городе в 1986 году. Я был в восхищении: обтекаемые формы, элегантный дизайн. А по сравнению с рублеными квадратными провинциальными «Жигулями» «Москвич» выглядел даже не столичным денди, а буквально машиной будущего.
Он был западнее некоторых «Ситроенов» и «Ауди». Кстати, его формы до сих пор «читаются» в современных французских и немецких автомобилях. Тогда же это был просто прорыв! Всё, на что мог рассчитывать я, это любоваться им на дорогах страны. Молодая семья с двумя детьми могла до пенсии откладывать деньги на такую красивую машину. А если бы и удалось скопить, то дефицит правил бал - колбасу было не купить, не то что автомобиль.
Как иногда бывает в жизни, помог счастливый случай. Мне выпал шанс съездить в шикарную по тем временам командировку - в многодневный тур по американским городам. Я, тогда ещё советский журналист из набирающей популярность газеты «АиФ», оказался в компании ведущих коллег из разных стран мира. Это было незабываемо, хотя, признаюсь, немного боялся «промывки» мозгов. Но если американцы и попытались тогда заронить в наши головы какие-то свои мысли и идеи, то сделали это так, что комар носа не подточит. Мы участвовали в дискуссиях на самые разные темы - запрет абортов или свободны ли негры в США. На все мероприятия приглашали две стороны - защитников и противников. После однообразных отчётов на партийных съездах такая подача выглядела свежей.
Принимающая сторона все расходы взяла на себя. На всю поездку мы получили чеки, которыми оплачивали питание и гостиницы. Естественно, я экономил как мог: ужинам и проживанию в дорогих отелях предпочёл компьютер, который вместе с принтером купил в Нью-Йорке перед возвращением домой. Нужно ли напоминать, что наши ЭВМ тогда были размером с полкомнаты, и то, что я привёз, выглядело фантастически и стоило так же. Я разместил объявление в газете о продаже этого чуда и отдал первому откликнувшемуся на заметку человеку, даже не пытаясь получить максимальную цену. Но и вырученного хватило на... «Москвич», который уже в 1987 году поставили на поток.
Начались счастливые дни обладания первой в моей жизни машиной модного вишнёвого цвета. Между прочим, этот окрас говорил о том, что его владелец обладает штучным товаром. Большинство автомобилей покидало конвейер в цвете детской неожиданности или серебристо-серыми. Серебристый «Москвич», говорят, был у Бориса Ельцина.
Мой же оправдал все ожидания - оказался прочным снаружи и объёмным внутри. Сколько всего мы перевезли на нём на дачу! «Москвич» не сдавался: багажник прогибался до самой крыши, задние колёса проседали под домашним скарбом. И ничего! Неразвитость автосервиса компенсировалась отсутствием серьёзных проблем с машиной, а регулярным техническим обслуживанием занимался мой старший сын Алексей.
Помню один забавный эпизод. Будучи начинающим автолюбителем, я практиковался на природе, в окрестностях дачи. И вот однажды под мои колёса угодила... курица. Поскольку для деревенских жителей мы были «понаехавшими», разразился настоящий скандал. Погасить его удалось, лишь выкупив птицу у хозяйки по рыночной цене. Куриный суп семья съела с удовольствием! Но с тех пор я стал очень внимательным водителем.
Проездил на этой машине лет пять, продал её знакомым и ещё долго интересовался судьбой своей машины. Вспоминая те времена, уверен, решение остановить конвейер АЗЛК было неверным. Как бы ни смеялись все над Немцовым, пытавшимся пересадить чиновников на «Волги», или над Лужковым, подчинённые которого разъезжали на потомках моего «Москвича», эти шаги были в правильном направлении. Но власти променяли патриотизм на удобство иномарок. А отечественные качественные автомобили давали повод гордиться страной. Что теперь? Можем похвастаться лишь тем, что как дети собирают конструкторы, так и мы «скручиваем» французские машинки? И мои воспоминания о «Москвиче» - не столько ностальгия по молодости, сколько сожаление о том, что мы так бездарно растратили то хорошее, что могли делать своими руками.