Это выглядит символичным - кризис семьи в России по своим масштабам сравним с экономическим, а по последствиям может оказаться гораздо более разрушительным.
Долгое время Россия (СССР) входила в тройку самых населённых стран мира, уступая лишь Индии и Китаю. Сейчас мы на 7-м месте, но скоро скатимся ещё ниже. Во многих южных странах - бум рождаемости. Скажем, в Иране за последнюю четверть века население удвоилось! К середине века они могут обогнать нас по численности. Сто лет назад в России на каждую семью приходилось в среднем по 5 детей, а теперь - только один с четвертью. Этот прямой путь к вырождению.
На конференции Российской ассоциации «Народонаселение и развитие» (РАНиР), проходившей накануне Нового года, прозвучали такие цифры: у нас в стране только 4 из 10 беременностей заканчиваются родами. В возрасте после 30 лет численность женщин в России превышает число мужчин на 10 млн! По мнению специалистов, меры властей по увеличению рождаемости (вроде выдачи материнского капитала) малоэффективны. Впрочем, и в других странах Европы материальное стимулирование родителей не оправдало надежд. «Феминистский» подход явно не срабатывает. Очевидно, для решения проблемы нужны иные, более радикальные «мужские» методы.
…А две жены - лучше?
В минувшие века Европа вполне успешно решала демографические проблемы. После эпидемии чумы, когда население некоторых стран уменьшилось наполовину, там практически узаконили многожёнство. В Германии во времена императора Карла V двоежёнство каралось смертью. Но после 30-летней войны, когда население уменьшилось с 16 миллионов до 4, оно было легализовано. В 1650 году в Нюрнберге был принят закон, по которому каждому мужчине в течение ближайших 10 лет разрешалось вступить в брак с двумя жёнами.
Возможно, именно на эти факты опиралась ЛДПР В. Жириновского, предлагая разрешить в России двоежёнство. В середине 90-х годов этот почин восприняли как анекдот. Однако лет через 20 нам будет не до смеха…
Интересный опыт находим и в 20-м столетии. После Второй мировой войны население Европы сильно сократилось. Для повышения рождаемости президент Франции де Голль ввёл налог на бездетность. При рождении первого ребёнка сбор не отменялся, а лишь сокращался примерно вдвое. И только появление второго ребёнка полностью освобождало французов от его уплаты.
Иосиф Сталин налог на бездетность (6%) ввёл ещё в ноябре 1941-го, когда стало ясно, что война унесёт миллионы жизней. А за пять лет до этого вождь попрал завоевание Александры Коллонтай и других красных феминисток. Сейчас мало кто помнит, что аборты были легализованы в России только после победы большевиков. Сталин их снова запретил. В 1944 году он также отменил право обращения матери в суд с иском об установлении отцовства и о взыскании алиментов с лица, с которым она не состояла в зарегистрированном браке… Это были очень суровые меры. В полуголодной, разорённой войной стране женщин обязали рожать при любых условиях, а мужчинам, по сути, разрешили неофициальное многожёнство.
Одному Богу известно, чего натерпелись в те годы матери-одиночки. Но результат того стоил: позднее именно это рождённое после войны поколение обеспечило научно-технический взлёт СССР. Говорят, что антиалкогольная кампания Горбачёва спасла от смерти около 2 млн человек. А сколько жизней спасли крутые сталинские законы? Наверное, не менее 10 миллионов. Потом, при Хрущёве, аборты вновь легализовали, и тогда из 4 зачатых младенцев родиться позволяли только одному. По данным российских демографов, в период с 1957 по 1990 год в России только зарегистрированных абортов было сделано почти 240 млн. То есть медицинскими щипцами было загублено в 10 раз больше душ, чем убито пулями, снарядами и бомбами за годы войны!
Сейчас эта убийственная процедура финансируется государством в рамках обязательного медстрахования. Парадокс: казнить какого-нибудь маньяка-педофила в России теперь нельзя, а порвать в утробе невинного младенца и, возможно, будущего гения - легко! Тут вспоминается пример великого русского учёного Менделеева, который был 14-м (а по некоторым данным, даже 17-м) ребёнком в семье. В наш «гуманный» век ему бы просто не дали родиться… Кстати, в своё время именно Менделеев подсчитал, что население России в конце XX столетия должно было достичь полумиллиарда! Но войны, репрессии и неразумная демографическая политика обескровили страну. Рождаемость упала более чем втрое, и вместо 500 мы имеем сейчас только 140 млн.
«Заботливые» убийцы
«Зачем рожать больше, если у нас и так столько брошенных детей?» - вопрошают скептики. Сотни тысяч сирот - это факт, как и миллионы больных детей. Ну и что? И те и другие дети так или иначе станут взрослыми. И они будут ЖИТЬ, в отличие от тех, кому не дали родиться вовсе. Родители убивают нерождённых малюток, не желая «плодить нищету». Но разве хотели бы эти «гуманисты», чтобы их самих так же «осчастливили» в своё время их «заботливые» родители?
К чему приводили нерешённые демографические проблемы в прошлом, показывает судьба Древнего Рима. Там тоже эмансипация женщин вызвала катастрофическое падение рождаемости. Даже для охраны границ приходилось привлекать варваров. В итоге великая цивилизация пала. Но убили её не варвары, а сами римляне, которые не хотели много рожать.
Через 30-40 лет нам будет поздно бить в колокола. Это надо делать сейчас! Надо не запрещать аборты, а убеждать людей. В каждой семье должно быть не менее трёх детей. Нам нужна общенациональная патриотическая кампания под девизом «Спаси Россию от вымирания!». Именно «Спаси!», а не «Спасём!», чтобы обращение было конкретно к каждому, а не к абстрактным массам. Нужна шоковая социальная реклама, а не наивные плакаты в метро: «Россия ждёт от вас рекордов» или «Семья - это чудо природы».
Кризис семьи, несомненно, влияет на демографию. По данным социологов, в России 53% взрослых не имеют ни супруга, ни даже постоянного партнёра. Распад семей часто вызывается сексуальными и психологическими проблемами, многие из которых можно было бы решить. Если заболел человек, его лечат. Если же заболела семья, то её обычно не лечат, а сразу убивают разводом. В Великобритании существует государственная организация «Помощь семье». Почему бы и у нас не создать «Службу спасения семьи» с горячей телефонной линией?
России необходима долгосрочная и хорошо продуманная программа по выходу из демографического кризиса. Пока же уменьшение рождаемости компенсируется в основном притоком миллионов мигрантов. Но, помогая нам решать экономические проблемы, этот приток создаёт множество других, вроде роста ксенофобии и преступности. Да и разве мы сами хотим, чтобы нашу землю постепенно заселили выходцы из Азии или Африки? Кстати, в Западной Европе этот процесс уже пошёл.
Владимир НЫРКО, директор Института сексуальной культуры и семьи (ИСКИС),
г. Калининград
От редакции. Возможно, кому-то представленная в статье позиция покажется спорной. Приглашаем читателей к дискуссии: почему, на ваш вгляд, в России стали меньше рожать и как можно решить эту проблему? Ждём ваших писем с пометкой «Демография».
За аборт - в тюрьму
Протоиерей Димитрий Смирнов, председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооружёнными силами и правоохранительными учреждениями, сопредседатель Церковно-общественного совета по биомедицинской этике Московского патриархата:
- Кто может точно сказать, в какую секунду младенец, находящийся во чреве матери, становится человеком? Аборты, даже сделанные на самых ранних стадиях, - это узаконенное убийство, произведённое на средства налогоплательщиков. Почему, например, я, священнослужитель, перечисляя налоги в казну государства, должен помимо своей воли оплачивать убийство моих нерождённых сограждан? Аборты следует законодательно запретить, как запретили у нас недавно, например, смертную казнь. Убийство неродившегося ребёнка - это смертная казнь вообще ни за что! Нас пугают увеличением числа криминальных абортов. Но почему тогда мы, зная, что в стране существует нелегальный оборот наркотиков, всё же запрещаем их употребление? Чтобы справиться с этой проблемой, надо прописать в законе, что женщина, решившаяся на аборт, должна наказываться 8 годами тюрьмы - тем же сроком, которым карается убийство. А ответственность того, кто сделал криминальную операцию, и вовсе довести до пожизненного заключения.