Надежда Кужельная похожа на картинку с обложки журнала - тёмно-синяя форма с иголочки, идеальный макияж, укладка и неизменные шпильки. И - не одна тысяча часов налёта за плечами.
Мечту не предают
«ВАС, должно быть, мужчины-коллеги всячески оберегают и во всём помогают…» - предполагаю я. «Далеко не всегда, - Надежда хмурится. - Женщина в авиации по-прежнему нонсенс. Когда я пришла в 18 лет поступать в лётное училище, меня не взяли, объяснив, что жизнь в казарме (а именно там живут будущие лётчики) - не для девушек. Я пошла в архитектурный, но вдруг поняла, что сознательно отказываюсь от своей мечты… Бросила всё и перешла в Московский авиационный институт, чтобы учиться на инженера - всё же к небу поближе. Параллельно стала летать в аэроклубе, заниматься высшим пилотажем и вошла в команду «Ласточки» (это то же самое, что эскадрилья «Русские витязи», но для женщин) - ведь если чего-то по-настоящему хочешь, пойдёшь до конца, правда же?..»
На самом деле долгое время по-настоящему она хотела только одного. Работа в ракетно-космической корпорации «Энергия», изнурительные тренировки в отряде космонавтов - её имя должно было встать в один ряд с такими именами, как Валентина Терешкова, Светлана Савицкая, Елена Кондакова… Однако этого не случилось. В 2001 году она, последняя женщина в российском отряде космонавтов, была отправлена «на пенсию» - в неполные 40 лет. «Мои родители до последнего не знали, что я - космонавт, врала им, что работаю инженером, - вспоминает Надежда Васильевна. - Думала: скажу, когда полечу в космос, - чтоб гордились…»
Штурвал «на вырост»
В 2004 г. она окончила Ульяновское высшее лётное училище, начала летать пилотом на Ту-134. С благодарностью говорит о своём нынешнем руководстве: поверить в женщину-пилота и доверить ей управление пассажирским самолётом - смелый шаг, на который отважится не всякий.
«Сначала было физически тяжело: 134-я «тушка» изначально сконструирован как военный, с расчётом на рослых, широкоплечих парней, - худенькая Кужельная разводит в воздухе руками, обрисовывая контуры предполагаемых пилотов. - У меня адски болела спина, потому что не получалось плотно придвинуться к спинке кресла». После этого аэробус, за штурвал которого несколько лет назад пересела Надежда, показался ей настоящим раем. Компьютеризированный лайнер требует от пилота не физической силы, а интеллектуального мышления.
«Командиру экипажа, должно быть, радость - он выходит в рейс и видит, что второй пилот - красивая женщина, верно?» - говорю я. Надежда Кужельная смеётся и разводит руками: «Иногда бывает и наоборот: у него проблемы дома, с женой, скажем, он выходит на работу - а тут сидит такая блондинка с кудряшками… и всё его раздражение выливается на меня». С пассажирами тоже бывают заминки, особенно раньше: большинство из них, не будучи сильны в чтении звёздочек на погонах, принимали прекрасного пилота за… стюардессу: «Пытались отдать подносы, попросить воды или сока. Но я их не разочаровывала - приглашала стюардессу».
Каждый знает по себе: полёт, особенно длительный, - стресс для организма. Кожа сохнет, перегружается сердечно-сосудистая система. Но Надежде после суровых будней в отряде космонавтов такая работа кажется щадящей: «Лицо перед полётом надо смазать увлажняющим кремом. После того как помыла руки на борту - тоже сразу крем. Ну и пробежки каждое утро ещё никто не отменял!»
Дочка Катя, которую лётчица родила в 1999 году, ждёт маму на земле. «Скучает?» - «Гордится!» - «Что вы скажете ей, если однажды дочь придёт и скажет: «Хочу быть пилотом»?» - напоследок спрашиваю я. Надежда выдерживает долгую паузу, вздыхает и улыбается: «Тебе придётся отказаться от огромного количества вещей, много работать над собой и никогда не плакать, несмотря на то что ты - девушка…»