Визит Патриарха Кирилла на Украину стал, как ни странно, довольно скандальным событием. Сначала киевские националисты устроили акцию протеста в центре украинской столицы, потом там же и подрались с казаками, а потом ещё и местный патриарх — отлучённый от РПЦ Филарет Денисенко — публично назвал приезд Кирилла «давлением» и «запугиванием».
— У нас в последнее время достаточно сложные отношения, и нас это не радует, — не преминул отметить Медведев, начиная разговор об Украине.
Однако настроение украинских верующих явно не совпадало с намерениями официального главы Киевского патриархата. После того, как Кириллу «из соображений безопасности» настоятельно посоветовали не приезжать в город Ровно (якобы там готовились масштабные провокации), люди буквально плакали — приезда Патриарха ждали тысячи горожан.
— Когда я прилетел в Киев, я узнал все подробности того, как меня ждали люди, какое количество жителей Ровно вышли на улицы с поддержкой, — я принял решение на следующий день посетить Ровно, — позже рассказал журналистам Кирилл.
Как бы там ни было, по словам Патриарха, поездка стоила всех скандалов и препон. И несмотря на то что украинская церковь сейчас в буквальном смысле раскололась на два враждующих лагеря, православные остаются верны РПЦ и были счастливы возможности увидеть Патриаха.
— Поездка на Украину — наверное, одно из самых ярких впечатлений в моей пастырской жизни. Я встретился с десятками, а может быть, с сотнями тысяч людей, которые с большой любовью, искренностью, огромным внутренним динамизмом, я бы сказал, с повышенной пассионарностью реагировали на приезд своего Патриарха, — рассказа Крилл президенту.
Отвечая на просьбу Медведева описать социальные (и особенно, националистические) настроения в стране, Кирилл отметил, что политическая напряжённость между жвумя государствами, нарастающая в последнее время, не смогла подкосить доверие к России у простых украинцев. По крайней мере, не у всех.
— Когда я проходил через эти огромные толпы людей, скандирующих «Кирилл — наш Патриарх!», я понимал, что та великая духовная общность, которая создавалась нашими народами на протяжении тысячелетий, стала общей базисной ценностью, которую просто невозможно поколебать сиюминутной политикой ни в одну, ни в другую сторону, — сказал Патриарх.
— Церковь, находясь вне политической борьбы, не поддерживая ни правых, ни левых, не настаивая ни на одном политическом проекте, ни на другом, просто призвана помогать людям, в том числе отталкиваясь от этих базисных ценностей, преобразовывать мир к лучшему — свои души, а вместе с душами и мир, — заключил Кирилл.
Не преминул Кирилл и сам обратиться к президенту с просьбой не забывать об исторической общности наших народов и не давать кратковременным политическим разногласиям испортить отношения, складывавшиеся веками.
— Мы должны, отталкиваясь от этой нашей общности, делать всё для того, чтобы, уважая суверенитет народов, принимая эту политическую реальность, которая сложилась, содействовать тому, чтобы люди всегда чувствовали себя близкими — россияне, украинцы — чтобы чувствовали себя комфортно в этом общем духовном пространстве, принадлежа к разным государствам, являясь гражданами разных государств, но при всём этом — сынами, дочерями Русской православной церкви, — сказал Патриарх.
С этим предложением Медведев охотно согласился.
— Несмотря на разделение нас в разные государства, особые братские чувства между нашими народами должны сохраниться независимо от того, кто стоит у власти, и независимо от той сиюминутной, зачастую конъюнктурной политики, которой предаются те или иные руководители, — сказал президент.
Он также отметил, что пастырский визит Патриарха может стать основой для «ряда практических выводов», хотя, в какой именно области, не пояснил.
По материалам Kremlin.ru