Примерное время чтения: 5 минут
240

«Зомбоящик»: каков процент зрителей, не ведущихся на скандал?

Несмотря на то что это цифра чуть выше статистической погрешности, за эту аудиторию ведут нешуточную борьбу. Кому и зачем это нужно?

Малахов и Гордон — близнецы-братья

Недавно в «Живом журнале» разразился скандал по поводу программы «Закрытый показ» Александра Гордона, в которой обсуждался фильм «Юрьев день». Одна из создательниц фильма рассказала в своем блоге, как перед началом съемок передачи ассистентка Гордона готовила специально зрительницу, чтобы та якобы от себя сказала: «Фильм вызвал омерзение, оскорбил до глубины души… так не бывает в жизни».

Для многих стало открытием, что передача, которую традиционно считают интеллектуальной, борется за зрителя теми же методами, что и, скажем, «Пусть говорят» Андрея Малахова. Эффектные публичные истерики всегда в цене. Этим объясняется многолетняя популярность того же Владимира Жириновского, при участии которого подскакивает рейтинг и интеллектуального «Гордон Кихота», и соловьевской «К барьеру!».

В результате зрителям интеллектуальных программ навязывают определенное мнение, но не топорно, а под соусом плюрализма. В модели этих передач заложен спор, допустим, между адептами красного цвета и белого. Они будут спорить до опупения, а зрители наблюдать за скандалом и поднимать рейтинги телеканалам. При этом любителям синего цвета смотреть там практически нечего.

 

Около 6% критически настроенных телезрителей вынесены на край медиапространства. Они все реже смотрят «зомбоящик» и все активнее принимают участие в жизни блогосферы, сливаясь с «отказниками» (от просмотра телепрограмм). Вместе они составляют мощное интеллектуальное ядро, единственную модель гражданского общества, еще существующую в нашей стране. Почти вся гражданская активность переселилась в блоги: кампании в защиту пострадавших, сбор средств на лечение, организация митингов, демонстраций, подписи открытых писем, мгновенное распространение информации в обход СМИ — все это сейчас происходит в блогосфере.

«Золотая» аудитория

Каков процент зрителей, не ведущихся на скандал, которые просто хотят подобрать в этих передачах важную информацию? В поисках ответа нам неожиданно помогли классик литературы Николай Гоголь и классик тележурналистики Леонид Парфенов.

В экономике есть технологии пробного маркетинга, когда какой-либо тестируемый товар начинают продавать за символическую цену. Это позволяет замерить максимальное число покупателей, которое интересуется этим товаром.

На нашем телевидении такой эксперимент провели случайно, когда на гоголевский юбилей по Первому каналу в прайм-тайм показали двухсерийный фильм Парфенова «Птица-Гоголь».

Фильм посмотрели 4% телезрителей. Накинем еще пару процентов на тех, кто хотел, но не смог включить телевизор. Все равно мизер.

Кому нужны умники

Все больше критически настроенных (в рамках оговоренного малого числа) вообще перестают смотреть «зомбоящик» и уходят в интернет. В многомесячных ожиданиях фильмов наподобие «Птица-Гоголь» можно проводить время у компьютеров, выбирая себе информацию по вкусу и даже участвуя в ее формировании. Сливаясь с блогерами, отказавшимися от потребления телепродукции, в интеллектуальный анклав, они способны стать мощной гражданской оппозицией.

Медведев как лидер оппозиции

Михаил Жванецкий сказал: «Не смог предотвратить — возглавь». Следуя этому правилу, Дмитрий Медведев попытался возглавить эту оппозицию лично. Сначала он завел себе видеоблог на правительственном сайте. А затем случилось небывалое — санкционировал создание блога в livejournal.com. После чего долго рекламировал его в программе «Время». Рассказывал, что он называется «Лайв джорнал», а по-русски «Живой журнал». Что если вести там блог, то можно комментировать и оставлять комментарии на комментарии… На следующий день на встрече с руководством Тверской области Медведев снова говорил о блоге и призывал хозяйственников уделять внимание веб-сайтам своих организаций.

Фактически Медведев нарушил властную вертикальную иерархию и, спустившись с ее верхушки, стал рядовым пользователем блогосферы. На самом же деле попытался встать во главе нового медийного пространства, охватывающего пусть не большую, но очень активную часть населения. Что это, как не резкая смена парадигмы работы с электоратом? Глядя на это, мы вынуждены констатировать, что телевидение свою задачу окучивания мозгов граждан успешно провалило, раз президент лично взялся дирижировать наиболее продвинутой частью граждан — бывших телезрителей.

До Дмитрия Медведева политики если и заводили себе блоги, то скорее это было исключением из правил. Медведев же соединил две оси координат нашего общества: «вертикаль власти» с «горизонталью гражданского общества», — санкционировав создание своей странички на платформе livejoiurnal.com и рекламируя сам сервис. Возможно, это станет важной точкой пересечения власти с народом.

Все права на этот материал принадлежат журналу «Идея Икс». При опубликовании этого материала в Интернете обязательна ссылка на журнал «Идея Икс» и сайт AIF.RU. Новый номер журнала - в продаже с 1 июля 2009 года

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах