Примерное время чтения: 7 минут
47937

Тайная жена Сталина: ровесница революции - любовница вождя?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 51. Раскрыта еще одна личная тайна Сталина 17/12/2008

Родившаяся в день революции, 25 октября (7 ноября) 1917 года, Валя Истомина обращала на себя внимание уже самим днём своего прихода в мир. А когда ей исполнилось 18, она, простая деревенская девчонка, курносая хохотушка и ещё вчера работница фабрики, вдруг стала такой значительной столичной дамой, которой могли позавидовать первые красавицы Москвы.

Совершенно неожиданно ей предложили «работу особого назначения» - накрывать стол самому Сталину!

Началось с того, что доверили накрывать стол, а кончилось тем, что вождь стал лишь её просить стелить ему постель. А вскоре, как гласит молва, стелила она эту постель уже не только ему, но и… себе тоже. Валя Истомина, разумеется, никому ни о чём таком не рассказывала, записок с воспоминаниями не оставила. И никто бы так и не узнал про это, если бы не дожившие до наших дней охранники сталинской дачи.

«Как ночь, так она к Нему»

Вот что сообщил мне Александр Михайлович Варенцев, один из самых старых телохранителей вождя: «Все охранники дачи знали: как ночь, так Валя Истомина - к Нему… Не скажу, что она красивая была, но… неплохая - мне нравилась. А вообще между собой мы о ней говорили так: хорошо Вале жить - и работа что надо, и Сталин её любит!

До самой смерти Сталина я служил в его выездной охране, и Валя тоже всё это время у него работала. Поэтому не верьте, когда рассказывают или пишут, будто Сталин в 1952 году (за год до смерти) приказал Валю арестовать и выслать в Магадан за то, что она якобы изменила ему с начальником Главного управления охраны Власиком. Правда, при этом добавляют, дескать, Сталин быстро простил её и вернул обратно… Да если бы её уволили, а тем более арестовали, мы бы узнали в первую очередь».

Другой ветеран охраны, Константин Фёдорович Козлов, вспоминает: «С Валей Истоминой вместе на работу в Кунцево на спецавтобусе не раз ездили.

Очень симпатичная дама была. Привлекательная. Сталин её очень любил. Она, как и все мы, до последнего дня Сталина обслуживала. Об этом и его дочь Светлана Аллилуева в своей книжке «Двадцать писем к другу» пишет».

Вслух окружающие величали её «сестрой-хозяйкой» и лишь между собой - «хозяйкой Хозяина». Никто не помнит, чтобы звали её «любовницей Сталина», хотя и женой тоже не считали. Самое точное, казалось им, определение её роли в жизни вождя заключается как раз в этом слове - «хозяйка».

«Именно Валя Истомина - та женщина, которой доверили омыть тело Сталина перед положением в гроб», - подтвердил мне бывший начальник Особой кухни Кремля Геннадий Николаевич Коломенцев.

Племянник Валентины Истоминой, ныне 62-летний пенсионер, Борис Павлович Жбычкин узнал обо всём лишь много лет спустя. Ничего не рассказывал о тех временах Борису и его отец, Павел Васильевич Жбычкин, тоже работавший в окружении Сталина.

С семьёй крестьян Жбычкиных из деревни Донок на Орловщине у Сталина сложились настоящие родственные отношения. Валя из простой подавальщицы в столовой Хозяина превратилась в настоящую хозяйку, а братья (младший Паша и старший Фёдор) - в добытчиков для его стола. Это она привела их работать к Сталину (средний брат Василий погиб на фронте).

«Паша стал рыбу ловить для Хозяина, а Фёдор у меня на 501-й правительственной продбазе служил», - рассказывал мне Г. Коломенцев. Он любил вспоминать, как Паша запросто мог попросить у Сталина наливать ему коньяк не в рюмочку, а в 150-граммовый фужер… «да по-народному, товарищ Сталин, чтобы до самых краёв». И Сталин не возражал, не воспринимал за панибратство подобные запросы своего, так сказать, «тайного родственника».

Сержант госбезопасности

По словам Бориса Жбычкина, после смерти Сталина Валя Истомина продолжала жить с прежним мужем «душа в душу». Впрочем, может быть, так только со стороны казалось. Ведь не мог же «дядя Ваня» вечно ходить с заложенными ушами, чтобы до него не докатывались разные слухи?

«Своих детей, и уж тем более какой-то «дочки от Сталина» у тёти Вали не было! - утверждает племянник. - У погибшего же брата Василия остались два сына. И тётя Валя одного из них усыновила. Дядя Ваня, вернувшийся с войны полковником, на это согласился… У него, кстати, за войну много наград было, но тётя Валя шутила: дескать, я вот и не воевала, а наград у меня не меньше…

После того как Сталина не стало, она уже не работала. Жила в достатке - у неё ведь спецпенсия была. Правда, после перестройки её отменили. Но дядя Ваня всё время работал, так что не голодали. Кстати, муж Истоминой никогда, вопреки домыслам, шофёром на сталинской даче не работал, хотя машину водил и ремонтировал сам. Помню, незадолго до тётиной смерти привёз я им мешок картошки, а дядя Ваня с тётей Валей в машине своей ковыряются. «Запорожец» они купили на тётины деньги - кажется, когда ей персональную пенсию назначили и компенсацию выдали. Она ведь звание имела - сержант госбезопасности. И членом партии была… Хотя политикой вроде бы не интересовалась.

В подтверждение, что Сталин её хорошо знал, она иногда показывала подписанную им для неё книгу и часы, подаренные Мао Цзэдуном, которого она кормила, когда тот гостил у Хозяина.

До конца дней ничем особенным она не болела. Умерла в 1995 г. от инсульта. Когда он случился, тётю отвезли в госпиталь госбезопасности. Два дня пытались спасти, но не смогли. Похоронили её на Хованском кладбище. Никого из бывших сослуживцев на похоронах не было».

«Грохнулась на колени»

Почему Истомина до конца дней хранила молчание о своей прошлой работе? Может, действительно потому, что была женой сразу двух мужей? Потому, что по-настоящему любила обоих? Одного - дома. Другого - на работе… Всё происходило так, словно жила она одновременно в «двух мирах».

Один «мир» отличался от другого, как земля и небо. Одно дело - простая квартирка где-нибудь в Орликовом переулке. И совсем иное дело - покои кремлёвского небожителя. Никто даже из сильных мира сего не имел туда доступа. А она до последних его дней была там хозяйкой.

Истомина пережила своего Хозяина, своего «небесного мужа» на целых 42 года. А «земной муж» пережил её саму - на 6 лет…

Дочь Сталина, вспоминая прощание с отцом, написала: «Пришли проститься прислуга, охрана. Вот где было истинное чувство, искренняя печаль… все плакали. Утирали слёзы как дети, руками, рукавами, платками. Многие плакали навзрыд… Пришла проститься Валентина Васильевна Истомина - Валечка, как её все звали, - экономка, работавшая у отца на этой даче лет восемнадцать. Она грохнулась на колени возле дивана, упала головой на грудь покойнику и заплакала в голос, как в деревне. Долго она не могла остановиться, и никто не мешал ей. ...До последних дней своих она будет убеждена, что не было на свете человека лучше, чем мой отец».

Так могла прощаться навсегда только настоящая жена…

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (5)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах