Другие материалы о паломничестве по пути следования мощей Елизаветы Фёдоровны читайте в сюжете >>
Помнится, я обещал сказать пару слов о том, каково приходится современным паломникам. Проведя в этом качестве пока что всего один день, могу сказать — парой слов здесь не обойтись. Хотя, если напрячься, то можно всё-таки обойтись и парой. Например, вот таких слов: «Атомное Православие».
Во время оно эту идею всячески педалировал Егор Холмогоров. Дескать, хватит нам наготовать и юродствовать, пора уже и честь знать. Пора всем показать, что настоящее православие — это не блаженные на папертях, кликуши в юбках до пола и не старушки в ветхой фофудье, а… Вот именно что атомные крейсера, покорение Арктики атомными же ледоколами, и вообще, всё атомное и крутое. Ну, и православие примерно такое же. Атомное.
Оно, может, и смешно, но определённые подвижки в эту сторону наблюдаются. Для сравнения приведу один пример.
Ровно год назад мне довелось побывать, да ещё и не один раз, в городе Сантьяго де Компостелла. Это столица испанской Галисии, а одновременно и третий по значимости центр мирового христианского паломничества. Первый — Иерусалим, ясное дело. Второй — Рим, ну а третий — место, где покоятся мощи апостола Иакова. То есть как раз Сантьяго.
Ну, что сказать… Всё у них там по старинке. Чтобы стать тру-паломником, тебе следует пройти пешком сто километров, отмечая специальный сертификат в специальных пунктах по дороге. Примитив и скука. Времена святой инквизиции. Единственная современная черта — можно совершить паломничество на велосипеде. Но тогда уж полагается проделать не сто, а двести километров. Какое-то начётничество и бухгалтерия. Не годится.
Во всяком случае, в наших палестинах. Это у них там можно выйти из Ронсевальского ущелья и спокойно пройтись по комфортабельной дороге с трактирами и постоялыми дворами хоть сто километров, хоть тыщу. Тем более что ничем не рискуешь — последнего разбойника в тех местах собственноручно задушил кровавый Франко ещё в тридцать девятом году.
У нас другой коленкор. У нас вёрсты немеряные, леса нехоженые, а насчёт разбойников, так это телевизор вам каждый день говорит и показывает, да такие страсти, что куда там Робин Гуду.
Поэтому, хочешь ты того или нет, а настоящее православное паломничество просто обречено быть атомным. Или реактивным. Что, собственно, и было доказано общим вылетом из аэропорта Шереметьево, Москва. Ну и натурально, приземлением в аэропорту Кольцово, Екатеринбург.
Кстати, пока я ходил курить, постояльцы постоялого двора «Онегин», где разместилось паломничество, рассказали мне следующий анекдот:
– Ты знаешь, почему Свердловск переименовали в Екатеринбург?
– Нет…
– Слушай сюда. Говорю тебе по секрету. Потому что Яков Свердлов был евреем, и его настоящая фамилия — Екатеринбург!
Однако я что-то увлёкся, да опять не в ту сторону. Тем более что через сорок минут мне надлежит быть в лобби этого постоялого двора, где объявлен общий сбор. Собирают всех для ночной Литургии в храме на крови, освящённом в честь Царственных мучеников, расстрелянных в доме Ипатьевых 95 лет назад. То есть в честь Николая II и его семьи. Об этом разговор ещё будет, причём отдельный, а пока даже не знаю, чем закончить.
Или продолжить?
Второе как-то повеселее будет. Поэтому — вперёд.
Продолжить же, как я понимаю, следует объяснением, почему для освещения такой вроде бы серьёзной поездки, виноват, паломничества, взят такой на первый взгляд странный тон. То ли этот писака ёрничает, то ли издевается…
Уверяю вас. Издёвки здесь нет. Есть только попытка отойти от официоза и показать, чем живёт рядовой полупаломник, типа меня. Кроме того, позвольте процитировать слова епископа Марка, которые он произнёс в финале молебна о даровании странствующим и путешествующим удачи. Слова, они были вот какие:
– Вы должны помнить, что пойдёте по скорбной дороге. Но это не повод постоянно лить слёзы и пребывать в унынии. Помните о том, что скорбь была. Но знайте, что в данный момент, когда вы идёте по этому пути, вы должны радоваться. Радоваться тому, что это паломничество стало фактом. Что оно свершилось. Что вы, возможно, прокладываете путь тысячам других паломников. Так что — радуйтесь.
Знаете, мне это напомнило размышления диакона Кураева о том, почему первых христиан так ненавидели в Римской империи.
– Как же так, — говорили им, — ваш Бог ведь распят и умер, что же вы веселитесь?
– Ну и что? — отвечали те христиане. — Вы его распяли, да. Он умер, тоже верно. Но всё равно жив и всё равно с нами!
И радовались в полный рост. И шутили, и веселились, а иной раз даже над собой. Вот о чём подумать надо. И я, пожалуй, подумаю. Вот прямо сейчас пойду на ночную службу и как следует подумаю. А может, и поговорю с более знающими людьми.
А пока мне кажется, что вот такое восприятие — и есть то самое атомное православие. Скорбить? Да, есть повод. Но всё-таки лучше будем радоваться!
Константин Кудряшов Журналист отдела «АиФ.Культура» «Аргументы и Факты» |