Примерное время чтения: 6 минут
734

Парадоксы узорочья. История первой реформы русского зодчества

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 35. Возвращение блудного доллара 28/08/2013 Сюжет Экскурсии по Москве
Церковь Николая Чудотворца на Берсеневке. Фото: сommons.wikimedia.org

Начался процесс, который историки позже назвали обмирщением церковной архитектуры, то есть сблизились принципы возведения мирских и храмовых по­строек. Гуляя по городу, можно легко в этом убедиться

Среди густой лепнины

Нажмите для увеличения

На Берсеневской набережной, за зловещим болотом, где стояла пыточная изувера Малюты Скуратова, в середине XVII века думный дьяк Аверкий Кириллов возвёл палаты (дом 18-20) ➊ и рядом одну из самых эффектных церквей - Николы ➋.

В руках этого знатного вельможи находились все финансы, торговля и промышленность России. Немереное богатство, нажитое неправедным путём, то есть взиманием взяток (во всяком случае так уверяли зарубившие Кириллова в Кремле стрельцы во время знаменитого бунта), позволило «олигарху XVII века» выстроить ансамбль редкостной красоты. Правда, сам мздоимец недолго радовался этому великолепию (лепоте, как сказали бы в те времена): его изуродованное тело было брошено посреди Красной площади, а завершал строительство роскошной усадьбы новый владелец - дьяк Оружейной палаты А. Курбатов.

И палаты, и церковь столь причудливы по форме и так украшены лепниной, превращающей стены чуть ли не в ковры, что, блуждая по ним восхищённым взглядом, едва не теряешь ориентацию в пространстве.

Если верить легенде, Аверкий Кириллов, наверняка ожидавший возмездия обворованного им московского люда, приготовил себе путь к отступлению - втайне велел прорыть ход под Москвой-рекой. До недавнего времени кладоискатели пытались его найти, однако не преуспели.

Столь же прихотливы по форме и украшению стен церкви Троицы в Никитниках (Никитников пер., 3) ➌, Николы в Хамовниках (ул. Льва Толстого, 2) ➍, Симеона Столпника (ул. Поварская, 5) ➎, Николы в Пыжах (ул. Б. Ордынка, 27/6) ➏.

В храме святителя Николая отмаливали грехи этого места, ведь на Берсеневке располагалась пыточная изувера Малюты Скуратова В храме святителя Николая отмаливали грехи этого места, ведь на Берсеневке располагалась пыточная изувера Малюты Скуратова. Фото: Валерия Христофорова

Особое очарование этих храмов - в парадоксальном сочетании их внешней «игрушечно­сти» и просторного внутреннего объёма, достигаемого за счёт хорошей освещённости благодаря боковым окнам, более не загораживаемым несущими столбами. Потому все названные церкви - бесстолпные, то есть весьма совершенные с инженерной точки зрения.

Спасибо «гастарбайтерам»?

Исследователи зодчества определили это стилевое направление как «русское узорочье». Хотя происхождение большинства декоративных элементов действительно отсылает к русскому народному искусству, кое-что в этом стиле пришло с Запада. Карнизы, пилястры (выступы стены, условно изображающие колонну), наличники - заимствования из европейского Ренессанса и маньеризма. Элементы этих стилей были занесены на Русь «гастарбайтерами» того времени, хлынувшими в Московию из присоединённой в 1654 году Украины, хорошо знакомой с архитектурными достижениями Европы.

Русь при царе Алексее Михайловиче стремительно расширялась, по всей стране, а в особенности в Москве, началось огромное строительство. Выросла потребность в мастерах. И как раз в новых присоединённых землях - на Украине и в Белоруссии - имелся избыток строительных подрядчиков, каменщиков и кровельщиков. Приезжая в Москву, западные славяне привозили с собой ценный строительный опыт.

Палаты думного дьяка Емельяна Украинцева (Хохловский пер., 7) Палаты думного дьяка Емельяна Украинцева (Хохловский пер., 7). Фото: Валерия Христофорова

Прежде даже богатые московиты строили себе для жилья деревянные хоромы. Исключения - каменные палаты - были крайне редки: в Москве это, пожалуй, лишь старый английский двор (ул. Варварка, 4) ➐, первое иностранное посоль­ство в столице, построенное в XV веке. Его облик повлиял на каменное жилое строительство середины XVII столетия. Любопытно сравнить английский двор со стоящими поблизости палатами бояр Романовых (ул. Варварка, 10) ➑. Кажется, эти сооружения возводила одна рука.

Подобных зданий в Москве сегодня, после трёхсот лет сноса и перестроек, осталось около сотни. Самые эффектные из них - реставрированные палаты бояр Шуйских (Подкопаевский пер., 5) ➒, палаты Украинцева (Хохловский пер., 7) ➓ и Белые палаты на Пречистенке, д. 1 (11). Пышное узорочье снаружи не столь заметно, но в немногих сохранившихся интерьерах остался цветной орнамент на стенах и сводах.

Белые палаты (Пречистенка, 1) князя Б. Прозоровского Белые палаты (Пречистенка, 1) князя Б. Прозоровского. Фото: Валерия Христофорова

Прослеживается и ключевой принцип русской архитектуры XVII века - нарушенная симметрия. Как бы строго ни уравновешивалась общая композиция, в деталях она непременно нарушается: то вылезет «лишнее» окошко, то крылечко, то какой-нибудь выступ. Другое, чисто русское, отличие этой архитектуры - отсутствие строго прямых линий, словно видны следы рук мастера, «лепившего», к примеру, «петуший гребень» над окном.

Эта «запланированная кривизна» архитектурных деталей - не из-за неумения или неряшливости, как можно подумать, а «фирменный стиль» русского узорочья, имеющий особое обаяние «рукотворности», теплоты, до которых мировое искусство дозрело лишь ко второй половине ХХ века.

Патриарх Никон, властный и энергичный реформатор, умер в 1681 году. Хотя введённые им церковные реформы сохранились и после него, ясность архитектурного стиля 1650-1670-х годов постепенно «теряла резкость», уступая место новым тенденциям, связанным с барокко, ещё более сблизившим русское зодчество с европейским.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах