Примерное время чтения: 5 минут
4107

Старообрядческий модерн: чем знаменит особняк Александры Дерожинской

Сюжет Экскурсии по Москве
Фото Романа Кульгускина

Выстроенный в начале XX века особняк Александры Дерожинской в Кропоткинском переулке знаменит намного меньше других московских особняков. Главная причина – скудная информация об истории дома и его обитателях. Но, несмотря на отсутствие именитых жильцов, городская усадьба остается одним из ключевых памятников московской архитектуры стиля модерн.

История создания

История 13-го дома в Кропоткинском, а ранее Штатском переулке началась с московских купцов-старообрядцев. Здание было построено по заказу дочери московского фабриканта Ивана Бутикова. Ансамбль зданий его красильных и набивных мануфактур, построенных по проекту архитектора Адольфа Кнабе, до сих пор сохранился на Пречистенской набережной. Купец выдал свою единственную дочь, 16-летнюю Александру, за старообрядца и финансиста Павла Рябушинского. Брак оказался несчастливым и фактически распался в 1900 году. Но именно неудачному замужеству девушка обязана своему увлечению модерном и знакомству с Федором Шехтелем. Архитектор был дружен с родным братом Павла, Степаном Рябушинским. Позже, одновременно с домом Дерожинской, Шехтель построит на Малой Никитской дом для самого промышленника, в котором сейчас функционирует музей-квартира писателя Максима Горького.

В 1901 году Александра повторно вышла замуж. Новый избранник – небогатый офицер, а в будущем чиновник Владимир Дерожинский. Отец военного, генерал Валерьян Дерожинский, прославился в Русско-турецкой и Крымских войнах и был отмечен за особую отвагу. В жизни самой Дерожинской тоже произошли перемены: родители девушки умерли, оставив ей значительное состояние и полную свободу. А уже через несколько лет, после гибели бездетного брата, Дерожинская получит весь капитал семьи и возьмет на себя управление мануфактурами.

Молодая чета решилась на строительство собственного дома. Участок со скромной деревянной застройкой купили в начале августа 1901 года, а уже в сентябре подали прошение о сносе существующих зданий и строительстве новых. К этому времени Федор Шехтель и Александр Галецкий уже представили поэтажный проект будущего дома. Договоренность между Дерожинской и архитекторами была достигнута многим ранее, в качестве приблизительной даты современники указывали 1986-й – год рождения сына предпринимательницы и Рябушинского, Павла.

Фото Романа Кульгускина

Архитектурные особенности

Шехтель справился с задачей в рекордные сроки – уже в начале 1903 года дом полностью ввели в эксплуатацию. По случаю новоселья 6 февраля 1903 года молодая чета дала праздничный обед: суп-прентаньер, царский студень, баранье сало, жареная дичь, салат и мороженое. В дальнейшем дом зваными обедами не славился – в гостиной коммерсанты собирались много чаще, чем деятели культуры.

Сам дом расположился в глубине двора, в нескольких метрах от улицы. Фасад приземистого здания правильной формы облицован довольно простой однотонной керамической плиткой, ее главная задача – подчеркнуть огромное арочное окно на выступающей части здания и множество других стеклянных элементов причудливой формы. В качестве дополнительной отделки архитектор использовал белые окантовочные ленты и традиционную для отечественной архитектуры барочную лепнину. В обилии оконных проемов критики усматривали желание Шехтеля объединить внутреннее пространство с внешним. Хотя, скорее всего, объяснение немного проще: автор просто следовал главному тренду своего времени – максимальному использованию естественного освещения. Попасть внутрь можно через парадный вход с правого торца или через черный, со внутреннего двора, где стоят два небольших хозяйственных флигеля. Основная жизнь в доме сосредоточена на первом этаже – здесь обустроены спальня, гостиная, столовая, кухня, библиотека, кабинет и ванная. Второй ярус был отдан детям, подвал использовался для технических нужд.

Главная черта модерна – внимание к деталям – особенно ярко проявляется в узоре кованой ограды и причудливых дверных ручках. Например, на парадной двери ручку заменяет паук, а узоры фурнитуры внутри дома повторяет элементы узоров забора. Уникальной считается и парадная деревянная лестница, украшенная деревянными цветами из контрастирующих пород дерева. В гостиной обустроен довольно внушительный камин – тогда в Москве он считался самым большим в городе. Посетители дома обращают внимание на непростой сюжет нанесенной на него лепнины: слева изображен мужчина, а справа повернутая спиной женщина. Принято считать, что сюжет был продиктован семейной драмой самой Дерожинской.

В доме Дерожинской Шехтель впервые опробовал световое оформление, которое войдет в моду более ста лет спустя: общие комнаты в доме освещают вмонтированные в лепнину потолка лампы, напоминающие современные софиты. В кабинете хозяйки тоже использовано точечное освещение, лампы на длинных гибких подставках.

Новейшая история

Второй брак Дерожинской продлился до 1910 года, тогда она встретила своего третьего мужа – Ивана Зимина, директора текстильного «Товарищества зуевской мануфактуры». Как и семья Бутиковых, Зимины были известными московскими старообрядцами. Вместе с новым замужеством изменился и круг друзей Дерожинской. Родной брат Ивана, Сергей Зимин, был основателем собственного «Оперного театра», который позже был преобразован в филиал Большого театра. Пара прожила в усадьбе до революции 1917 года, когда была вынуждена эмигрировать в Италию.

В 1918 году здание усадьбы было национализировано. Первым здесь обосновался Культурно-просветительский центр украинской Рады, уже через год – внешкольный отдел Наркомата просвещения во главе с Надеждой Крупской. В 1920 году структура переберется на Сретенку, а усадьбу займут только что созданные структуры Главлитпросвета. В 1923 году распоряжаться домом будет представительство Норвегии, а следом дом уже официально получает в распоряжение Бюро по обслуживанию иностранцев, здание начинают использовать для размещения иностранных делегаций. С тех пор оно числилось сначала на балансе структур наркомата иностранных дел, а после – министерства. Для посетителей дом был открыт единожды – в 2009 году, после этого дом был закрыт на реставрацию. После окончания работ МИД вновь рассчитывает сдать памятник культурного наследия в аренду.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах