Осенью 2009 года после годичного судебного процесса по иску ряда израильских газет к разведывательной службе Моссад произошло первое рассекречивание единственного документа ведомства с момента его возникновения. Именно этот документ снял все вопросы о дате рождения организации. Речь идёт о секретном письме премьер-министра Израиля Бен-Гуриона в МИД страны с предложением создать единую координирующую службу, которая занималась бы разведывательными операциями. Письмо было датировано 13 декабря 1949 года. Этот день и считается официальной датой образования Моссада — одной из самых эффективных спецслужб мира, прообразом которой служили разнообразные еврейские структуры и организации, с 30-х годов XX века боровшиеся с арабским терроризмом, за эмиграцию на территорию будущего государства Израиль и за само, собственно, его образование.
Мировые «страшилки»
Основной принцип работы Моссада можно сформулировать так: «как можно меньше информации, как можно больше слухов». На фоне многочисленных шпионских скандалов, которых не смогли избежать ни КГБ, ни ЦРУ, по мнению исследователей деятельности Моссада, из всех его операций, как удачных, так и неудачных, мировой общественности известно не более 5 %. Но нельзя того же сказать о слухах. В разное время к результатам деятельности Моссада относили смерть 43-летнего главы правительства земли Шлезвиг-Гольштейн Уве Баршеля в октябре 1987 года. Он был обнаружен мёртвым в ванной в женевском отеле «Бориваж». Монику Левински, кстати, тоже называли агенткой Моссада. Сюда можно отнести и таинственную смерть известнейшего миллиардера и издательского магната Роберта Максвелла, в ноябре 1991 года якобы вывалившегося с борта своей яхты и утонувшего, сорванное спецслужбами США покушение на президента Джорджа Буша, причастность Моссада к взрыву башен-близнецов, таинственную пропажу судна «Арктик Сеа» в 2009 году и многое другое.
Из свежих псевдопричастностей можно упомянуть абсолютно невероятную историю пропажи в Сирии заместителя начальника ГРУ РФ, генерал-майора Юрия Иванова, бывшего начальника военной разведки на Кавказе, который, находясь в «частной» поездке, пропал 6 августа 2010 года в сирийском городе Латакия. Сообщение о его трагической гибели появилось в главной газете Министерства обороны РФ «Красной звезде» только 28 августа, тело же было обнаружено 8 августа в Турции. По официальной версии, генерал-майор утонул. «Российская газета» написала об этом следующее: «Интернет, конечно же, переполнили самые невероятные домыслы на эту тему. Хотя о чём гадать? В минувшее лето людей, даже очень хорошо плавающих, утонуло огромное количество. И сам по себе факт такой гибели даже для профессионального разведчика чем-то исключительным не является».
Израильской разведке с разной степенью успеха приписывали также попытку похищения Эдварда Сноудена, причастность к организации обоих «Майданов», а также активное участие агентуры буквально во всех сторонах жизни современной Украины.
Дом на бульваре Шауль Ха-Мелех
А что, собственно, сегодня представляет собой «Ведомство разведки и специальных операций» (изначально именно так назывался Моссад)? С момента создания в организации сменилось 10 руководителей, практически каждый из которых был «играющим тренером», то есть лично участвовал в операциях как на территории Израиля, так и за рубежом, в том числе — в физической ликвидации людей. Их не коснулись печально известные нам репрессии отечественных силовиков, что позволило сохранить преемственность и накопить огромный опыт в проведении секретных операций и физических ликвидаций террористов и врагов Израиля.
Действующий руководитель Моссада — Тамир Пардо, многолетний заместитель предыдущего руководителя Меира Дагана. Ему за 60, он родился в семье репатриантов из Болгарии, получил высшее образование в Университете Тель-Авива на кафедрах истории и политологии. В 1976 году он лично участвовал в знаменитой операции по освобождению израильских заложников с захваченного террористами самолёта. Операция была спланирована за 48 часов после получения информации о захвате лайнера и его посадки в Уганде, власти которой поддержали террористов. Пролетев 4 тысячи километров, 29 сотрудников израильского спецназа провели операцию по освобождению 106 заложников, трое из которых были убиты. Также были ликвидированы семь террористов, от 33 до 45 угандийских солдат, выведены из строя 30 самолётов на аэродроме. Спецназ потерял одного человека — своего командира Йонатана Нетанияху. Он является близким другом семьи действующего премьер-министра Израиля Биньямина Нетанияху. Операцией руководил Майк Харари, который скончался в 2014 году в возрасте 87 лет. Он был, пожалуй, самым известным сотрудником израильской разведки.
Моссад и по сей день располагается в здании на бульваре Шауль Ха-Мелех, оперативные подразделения с 1989 года — в пригороде Тель-Авива. Численность личного состава практически не меняется. На сегодняшний день число сотрудников варьируется от 1200 до 2000 человек. Причём считается, что «внештатных сотрудников», то есть агентов, работающих по всему миру, — десятки тысяч человек. Ещё 15 тысяч человек — это так называемые «спящие» агенты. Есть и «предупреждающие» агенты, которые работают в потенциально конфликтных странах, например, врачами или даже грузчиками в порту. В их задачу входит вовремя заметить признаки подготовки страны к войне — по закупке больших партий перевязочного материала и лекарств, по усилению активности военных и т. д.
Моссад считается гражданской структурой, и формально его сотрудники не имеют воинских званий. Но большинство агентов прошли армейскую службу. Набор кадров — тщательнейший. Если 30 лет назад в израильскую разведку принимали в основном лиц с восточной внешностью, знающих арабский язык, то сейчас набор происходит в прямом смысле слова «по объявлению». В частности, в 2000 году в одной из центральных израильских газет вышло сообщение: «Моссад открыт не для всех, но, возможно, для тебя». Тогда на него откликнулось более тысячи человек. Конкурсный отбор прошёл лишь один. Проверка может длиться до трёх месяцев и включать в себя, например, задание сесть в самолёт без прохождения паспортного контроля, войти в неизвестный поезд или под любым предлогом оказаться со случайно выбранным человеком в случайно выбранной квартире. Прошедших испытания зачисляют в академию Моссада — «Мидраша».
Высшее учебное заведение израильской разведки существует с середины 1960-х годов. Само слово «Мидраша» не произносится ни внутри, ни вне здания — это запрещено. Примечательно, что в связи с запретом проговаривать название академии вслух её называют «летней резиденцией премьер-министра». Находится она там же, в пригороде Тель-Авива. Все курсанты с начала обучения получают псевдонимы и некую биографическую легенду, которой они обязаны неукоснительно следовать на протяжении всего срока обучения. После первого года учёбы начинается стажировка в подразделениях Моссада. Как правило, выпускники свободно знают минимум три языка и разговаривают на них без акцента.
Самое беспощадное и самое засекреченное подразделение Моссада для убийств врагов Израиля в любой точке мира — «Кидон» («штык» в переводе с иврита). В нём всего три группы по 12 человек, иногда говорят о двух «запасных» сотрудниках. Из них — пять женщин. Всем бойцам не более 29 лет. Естественно, дальнейшая судьба сотрудников этого узкоспециализированного подразделения — тайна за семью печатями. При физическом устранении террористов классическая «визитная карточка» спецподразделений — контрольный выстрел в глаз.
Уходят на пенсию «моссадовцы» уже в 45 лет.
Дружбы не получилось
На особенности взаимодействия израильских и советских, а позже и российских спецслужб наложили отпечаток два основных обстоятельства. Во-первых, следует учесть отсутствие дипломатических связей между нашими странами в период с 1967 по 1992 годы. Во-вторых, Советский Союз всегда был основным источником алии — эмиграции и репатриации евреев на историческую родину. Поэтому руководство как Моссада, так и самого Израиля, с одной стороны, активно работало на выезд граждан из СССР, а с другой, всегда старалось не переходить рамки дозволенного в своих спецоперациях, боясь ужесточения выпускного режима из Союза.
В структуре Моссада существовало отдельное подразделение — «Натив» («тропа», «переход» в переводе с иврита), включавшее не более 200 сотрудников. Именно они занимались помощью с выездом евреев из СССР и стран социалистического лагеря. И именно с их деятельностью был связан ряд скандалов в России в 90-е годы. Так, в 1996 году при получении от офицеров ГРУ ряда секретных космических снимков стратегических объектов арабских стран в Москве был задержан Реувен Динель, кадровый сотрудник Моссада. Позже он был выдворен из страны. Передача секретных данных была запланирована в центре станции метро «Белорусская». К чести наших спецов, его задержание прошло безукоризненно. Оно осложнялось лишь тем, что он был человеком очень крупным, физически сильным и имел 7 дан по карате. Позже Динель оценил жёсткость, проявленную сотрудниками российских спецслужб при задержании, и добавил, что восхищён их профессионализмом.
Между тем явное шпионское прошлое абсолютно не мешает ему сегодня быть чрезвычайным и полномочным представителем Израиля на Украине, успевшим побывать до этого послом Израиля в Туркмении.
Нынешний советник посольства государства Израиль и руководитель «Натива» на Украине Шмуэль Полищук, по «случайному» совпадению, также был задержан в своё время сотрудниками ФСБ в момент передачи взятки за оказанные ему услуги и также выслан из страны.
В августе 2014 года СМИ распространили информацию о том, что в ходе боёв за Первомайск личным составом украинского добровольческого батальона «Донбасс» был обнаружен обгоревший труп, при котором был найден израильский паспорт на имя Михаила Фалькова (Falkov Michael), 1977 года рождения. Командованию «антитеррористической операцией» (АТО) было доложено о трупе с израильским паспортом только через неделю. На разглашение информации о находке сразу было наложено вето. Это и понятно. Погибший гражданин Фальков — не просто израильтянин. В одно время он был советником Беньямина Нетаньяху и министра иностранных дел Израиля Авигдора Либермана. Чтобы не портить отношения с Израилем, украинские силовики попытались переложить вину на российские спецслужбы. По мнению источников агентства Regnum, именно найденный Фальков стал причиной внезапного трёхдневного визита израильской делегации в Киев в августе. Вопрос же о причастности израильской разведки к противостоянию на Украине до сих пор остаётся открытым.
Но самой невероятной и нашумевшей, конечно, является история неудавшегося покушения на Эдварда Сноудена. Эксперты в области внешней разведки не исключают причастности к этому делу агентов Моссада.
В августе 2014 года ряд американских СМИ опубликовал интервью сотрудника ФСБ, данное на условиях анонимности. Если совсем кратко, то в материале, опубликованном спустя год после предоставления Сноудену убежища в России, раскрывался план ЦРУ и Моссада по похищению Сноудена, переправке его в Турцию и далее самолётом на американскую военную базу Диего-Гарсия в Индийском океане, которая служит в последние годы в США местом удержания террористов. ЦРУ первоначально предложили осуществить этот план британской разведке МИ-6. Они отклонили этот проект как безрассудный. В Моссаде взялись за его осуществление, несмотря на круглосуточную охрану Сноудена немалым количеством действующих сотрудников ФСБ. Агенты Моссада были обнаружены, сам факт плана всплыл наружу. Им было рекомендовано самостоятельно покинуть страну во избежание скандала, а «разбор полётов» между Россией, США и Израилем продолжался ещё полгода.