Здесь его поджидал не только команданте президент Уго Чавес, но и слетевшиеся на очередную встречу лидеры стран-членов организации АЛБА - Боливарианской альтернативы для Америки. Здесь мучительно ищут альтернативу влиянию США.
В Венесуэлу Дмитрий Медведев прилетел из Бразилии, миновав Амазонку и экватор. В Венесуэле сейчас не просто тепло, а жарко и сыро. Несмотря на то, что здесь, как и в Москве, осень. Большая часть российской делегации - вице-премьер правительства Игорь Сечин, глава МИД Сергей Лавров, глава «Росатома» Сергей Кириенко и большая группа бизнесменов уже ожидала начала переговоров в резиденции «Мирафлорес» в центре Каракаса.
К визиту президента Медведева было приурочено подписание нескольких документов. Игорь Сечин поставил подпись под соглашением между правительствами двух стран о сотрудничестве в сфере энергетики. Зампред «Газпрома» Александр Медведев подписал соглашение о сотрудничестве с государственной нефтяной компанией «Петролео де Венесуэла» о совместном изучении блока «Аякучо-3» на нефтеносном поясе Ориноко. «Росатом» заключил рамочное соглашение о сотрудничестве в области использования атомной энергии, которое открывает дорогу конкретным контрактам.
Президент Уго Чавес недавно уже назвал провинцию, в которой будет построена атомная станция. «Росатом» не без причины рассчитывает на победу в тендере.
Кроме того, был подписано соглашение об отмене визового режима между двумя странами, о воздушном сообщении и некоторые другие документы.
В середине процедуры из колонок в зале негромко зазвучала заводная сальса. Видимо, чтобы журналисты и «подписанты», только ожидавшие своей очереди, не скучали.
Когда список документов был исчерпан, руководство процессом в свои руки взял сам команданте. Сотрудник протокола объявил, что президенту Медведеву вручается «Орден Освободителя». Уго Чавес лично надел на плечо Дмитрия Медведева ленту в цвета национального венесуэльского флага, массивную цепь со знаком на шею и сам орден на лацкан пиджака. В зале продолжала звучать сальса...
- Это большая честь для нас, - сделал заявление президент Чавес. - И когда я вижу, как твою грудь пересекает эта трехцветная лента, я вспоминаю романтическую легенду. Почему три цвета? Этот флаг создал Фрасиско Миранда...
Как на днях поведал заинтересованной публике президент Перу Алан Гарсия, Миранда был отцом освободительного движения в Латинской Америке, но до этого водил знакомство с российской императрицей Екатериной и имел чин полковника российской армии.
- Миранда был впечатлён её добротой и красотой. Он влюбился в Россию. Наши дедушки и бабушки рассказывали легенду, что так и появился флаг: жёлтый - цвет твоих (Екатерины, то есть - Прим. авт.) волос, голубой - твои глаза, красный - твои ланиты. Так мы научились любить Россию через трехцветный флаг... В зале всё ещё фоном звучала сальса. Это был уже не первый орден, полученный Дмитрием Медведевым за поездку по Южной Америке, которая началась ещё в субботу в Перу. И смотрелся он внушительнее, чем орден «Солнце Перу».
Президенты обнялись. Впереди была пресс-конференция. И это была первая пресс-конференция Дмитрия Медведва, на которой ему пришлось сидеть с лентой, цепью и орденом. Это было странно и, судя по всему, президент Медведев это понимал. Но сделать уже ничего не мог ни с орденом, ни с Уго Чавесом.
- Уважаемый господин президент, уважаемые господа - обратился Дмитрий Медведев к членам делегаций и журналистам. - Прежде всего, хотел бы выразить признательность за гостеприимство, конструктивный деловой настрой. Итоги переговоров я оцениваю очень высоко. Уверен, нынешний визит даст новый импульс нашему сотрудничеству и становлению партнёрских отношений... Венесуэла - один из ключевых партнёров России в Латинской Америке. Целью сегодняшних переговоров было закрепить динамику отношений, особенно на фоне глобального финансового кризиса.
Президент Медведев озвучил новость: в ближайшие две недели будет принято окончательное решение о создании Российско-Венесуэльского банка. А на самих переговорах обсуждалась возможность использования национальных валют при взаимных расчётах.
- Есть серьезные перспективы сотрудничества в горно-добывающей промышленности, - продолжил Дмитрий Медведев, - в машино- и судостроении, в сельском хозяйстве, в транспорте и авиатранспорте, развития сети железных дорог. К этому может подключиться РЖД.
Кроме того, по словам президента Медведева, на переговорах обсуждалось научное, военное сотрудничество и гуманитарные связи. В Каракасе и в некоторых других южно-американских столицах будут созданы центры русского языка. Естественно, говорили о международном сотрудничестве, где позиции двух стран «совпадают или близки».
- И я, конечно, сердечно благодарю моего друга за высокую оценку моих трудов и в целом отношений между нашими странами, что проявилось в награждении меня орденом. Ценю это, как символ дружеских отношений между нашими странами.
Президент Чавес, терпеливо ждавший до этого своей очереди, наконец, взял слово. Сразу стало понятно, что отдаст его не скоро. Тем более, что это слово транслировалось в прямом эфире местных радио- и телеканалов.
- Дорогой друг, уважаемый президент, дорогой Дмитрий!
Президент Чавес начал неспешно перечислять членов российской делегации - кого помнил - и тоже их приветствовал.
- Вот Игорь Сечин... Его присутствие - уже явление обычное. Он раз в месяц уже к нам приезжает. И ваша команда, и наша - все наши коллеги весьма эффективно работают с огромной ответственностью и в сжатые сроки смогли вывести отношения на новый уровень...
- Особенно хотелось бы поприветствовать здесь военных моряков России. Сейчас они бросили якорь в Карибском море... Есть две Америки. Эту Америку Хосе Марти называл наша Америка... Мы высоко ценим твоё присутствие на этой земле.
Уго Чавес снова начал приветствовать Дмитрия Медведева.
- Ты был в Лиме, в Бразилии, сегодня в Каракас, завтра полетишь в Гавану.
Это г-н Чавес между делом информировал радиослушателей и телезрителей о последних новостях и планах Дмитрия Медведева.
- Мы высоко ценим ваши усилия. Настал час, когда родина Россия и наша Южноамериканская родина сблизились. Не могу не упомянуть Миранду...
Кстати в Перу выяснилось, что у Дмитрия Медведева дома есть даже бюстик этого известного латиноамериканского деятеля.
- Всякий раз как приезжаю в Россию или беседую с послом, вспоминаю Миранду. В России ему было присвоено звание полковника, он подпитывал свой дух на основе революций. Французской революции. Получил там звание маршала. Был как Дон Кихот, как сказал Бонапарт. Он пришёл сюда зажечь огонёк революции 200 лет назад... Но мечта не сбылась, в 19-м и 20-м веке снова была колонизация. Но в 21-м веке началось возрождение Латинской Америки, возрождение веры, мечты, проекта, который осуществлялся под боливарианским флагом...
Уго Чавес коротко (по местным меркам) поведал, что сегодня на встрече АЛБА с лидерами Боливии, Гондураса, Никарагуа, Доминики и Кубы обсуждал создание свободной торговой зоны и «финансовой единицы», как переходного этапа к единой валюте.
- В 20-м веке речь шла о диктатуре США, - снова углубился в историю президент Чавес. - Экономической, политической. Мы были колонией США. Закончилась диктатура только в 1998 году.
То есть тогда, когда к власти пришёл сам Чавес.
- До этого невозможно было думать о визите президента России. Или Вьетнама. Или - некоторое время назад - главы Китая, президента Ирана или нашего общего друга Лукашенко... Будем крепить нашу оборону, благодарны России, тебе, председателю правительства (Владимиру Путину - Прим. авт.) - привет ему. Безгранично ценим возрождение великой родины России. Я не могу этого не сказать. Вы вышли из горнила кризиса. Вы пережили трагедию. Вы являлись жертвами фашистской агрессии. Потом распался Союз, утвердился гегемонизм Северной Америки. И вот Россия снова на ногах и играет роль, которая ей принадлежит по праву.
Следующие несколько минут президент Чавес говорил о мире во всём мире.
- ...Мир, который мы хотим оставить своим внукам. Мир, о котором мечтаю я, как и ты. Я был в Москве, - в очередной раз сменил г-н Чавес тему, не меняя интонаций в голосе, - в Волгограде, в Удмуртии.
- И в Оренбурге, - добавил Дмитрий Медведев, всё ещё внимательно следивший за полётом мысли команданте.
- Да, в Оренбурге. Я видел, как скачут лошади в степи... Я видел, как делают автоматы Калашникова. Я понимаю душу вашего народа. Народ неимоверного достоинства. Этот дворец - твой дом и дом всех вас. Мы будем работать, не покладая рук, чтобы документы, которые мы подписали и сегодня, и раньше... Игорь, сколько мы подписали? - обратился Уго Чавес к сидевшему в первом ряду в зале Игорю Сечину. - Больше двадцати. Россия и Венесуэла - два энергетических гиганта. И у нас будет нефтяная компания, которая станет самой большой в мире.
Речь, похоже, шла о грядущем создании российско-венесуэльского нефтяного консорциума.
- Как-то мне Фидель (Фидель Кастро - Прим. авт.) сказал: «Ты знаешь, Чавес, американцы купили весь мир своими бумажками, которые ничего не стоят». Это - безответственная политика. Мы стремимся освободиться от долларовой диктатуры во всех областях. У нас есть ресурсы и выгодное геополитическое положение. У нас есть 30 млн. человек населения и все наши люди - это настоящие бойцы.
Насчёт этого президент Чавес был недалёк от истины. В Каракасе по ночам постреливают.
- У нас есть всё, чтобы стать серьезной державой в Латинской Америке...
Президент Чавес снова вспомнил о союзниках по АЛБА и соседях по континенту.
- Я сегодня с Кристиной говорил (Кристина Киршнер, президент Аргентины - Прим. авт.) Она собирается к вам в гости - подари ей шапку. У вас холодно, а она ваш друг. Женщина-меч! Лула (президент Бразилии Лула да Силва - Прим. авт.), Кристина, Рафаэль - настоящие патриоты Латинской Америки. Лула - бывший металлург. Представитель коренного населения Эво (Эво Моралес, президент Боливии - Прим. авт.) Среди нас есть врач. Теперь нам не хватает священнослужителя, чтобы он нас благословил. Мы - неплохие ребята. Да, и есть солдат, - подполковник десантных войск Чавес имел в виду себя. - Скромный солдат.
- Есть вопросы? - обратился Уго Чавес к журналистам.
- У меня короткий вопрос, - на всякий случай предупредил корреспондент первого канала Антон Верницкий. Видимо, хотел получить и короткий ответ. - Чего больше в отношениях двух стран: экономики или политики?
- Больше всего взаимной симпатии, - ответил президент Медведев, - которая естественно основывается на общих взглядах на многие процессы, которые сегодня протекают в мире. Партнёрские, высокие отношения, о чём так страстно и горячо говорил коллега... Но это разумные прагматичные отношения, которые создают нормальную основу для экономического развития на годы вперед. На их основе мы развиваем и политическое, и экономическое взаимодействие.
Вопрос, впрочем, был адресован и Уго Чавесу.
- Спасибо. Единственное, что добавлю к прекрасному ответу президента: в течение этих 10 лет наших новых отношений мы видим постоянную эволюцию. В геометрической прогрессии. Так это, кажется, называется. Мы начали отношения с личного контакта с Владимиром (Путиным - Прим. авт.) Я помню первый разговор. Утро, холодно в Москве. Он протянул мне руку и сказал: «Не знаю, можно ли достичь того, о чём мы с тобой говорили, но вот тебе моя рука». И, когда у нас произошёл переворот (неудачная попытка государственного переворота в 2002-м году - Прим. авт.) я помню усилия вашего МИДа. Этот переворот был задуман не здесь, а в Вашингтоне... Потом был этап развития отношений в экономике. И я помню как на 5 июля (день независимости Венесуэлы - Прим. авт.) к нам прилетели два истребителя Су. Русские лётчики перелетели через полмира. Это был знак свободы и достоинства. Тогда со мной был аргентинский президент. Эво тоже был здесь - его только что избрали. Все мы встали, когда появились эти красавцы, волшебные самолёты. Это был знак свободы...
- Хочу поприветствовать весь российский народ через российское телевидение. - добавил президент Чавес. - Я в следующем году приеду в Москву и в Петербург.
Следующий вопрос - Дмитрию Медведеву - задавал журналист венесуэльской телекомпании «Телесур»:
- Рассматривали ли вы заинтересованность присоединиться к АЛБА? Китай уже проявлял интерес... Вообще-то это был шантаж. Дмитрию Медведеву напоминали, что Россия - не единственная страна, которая интересуется латиноамериканским рынком и ресурсами континента. Китайцы здесь щедрее и настойчивее.
- Мы обсуждали с президентом Венесуэлы, с Уго, вопрос об участии России в ассоциации АЛБА. С интересом наблюдаем за развитием этой организации. Сегодня она добилась нового результата - движения к единой валюте. Наблюдаем с интересом и симпатией, поэтому готовы обсудить участие - в качестве ассоциированного члена или ещё как-то. Если это пойдёт на пользу Латинской Америке, если это соответствует нашему представлению о многополярном мире, мировом разделении труда, почему бы нет?
Уго Чавес вязлся уточнить детали. Наблюдателями в организации являются Уругвай, Эквадор, Гаити и другие страны Карибского бассейна.
- ...Иран. Наш друг выразил заинтересованность стать наблюдателем. С Китаем тоже говорили. И с Россией начали говорить. Уверен, что в будущем сможем наладить связи этого геополитического пространства с Россией.
Третий вопрос был посвящён взаимодействию России с ОПЕК и ценам на нефть. А так же тому, обсуждались ли закупки российских подводных лодок.
- Россия не является членом ОПЕК, - пояснил Дмитрий Медведев, - но мы ведём диалог. Ситуация не может не волновать, как тех, кто продаёт нефть, так и тех, кто её покупает. Есть понятие справедливых цен. Россия заинтересована в справедливых и стабильных ценах на нефть. Они не могут, не должны быть ни слишком низкими, ни спекулятивно высокими. Неплохой коридор (80 - 100 долларов за баррель, которые обсуждаются в ОПЕК - Прим. авт.), но цену определяет рынок... Мы готовы к обсуждению и координации с ОПЕК. Это важно для нашей экономики, как для экономики Венесуэлы и других стран. Но это не значит, что собираемся устраивать междусобойчик. Речь об ответственных участниках нефтяных рынков, каким является Россия...
- Мы развиваем полноценные отношения в военной и военно-технической сфере, - перешёл ко второй части вопроса Дмитрий Медведев. - Они не конъюнктурны и не направлены против какого-либо государства. Отношения основаны на партнёрстве и прагматичном сотрудничестве. Они должны укреплять многополярный мир, в том числе, на Южно-Американском континенте. А по конкретным вопросам, по которым мы договариваемся, мы принимаем решения. После этого, в разумных пределах, решения становятся известны.
Собирается ли Россия продавать подводные лодки Венесуэле, таким образом, осталось неясным.
- Это был последний вопрос...- подытожил Уго Чавес. Но только лишь для того, чтобы тоже на него ответить.
В ОПЕК, по его словам, тоже не заинтересованы в скачках цен.
- Поэтому нужна координация, чтобы добиться баланса. Мы убеждены, что добьёмся этого баланса в интересах стабильности, в интересах и потребителей, и производителей.
- Я услышал, вы спросили о подводных лодках? - продолжил г-н Чавес. - В деталях мы ничего не обсуждали.
То есть в общем всё-таки о чём-то таком разговор был.
- Мы говорили о надводных кораблях. Завтра посетим «Петр Великий».
Тяжелый атомный ракетный крейсер «Пётр Великий» на днях как раз встал в бухте Каракаса.
- Встретимся с командами наших фрегатов. У нас небольшой флот, но хороший. Будут истребители «Су» уже с венесуэльскими лётчиками. Потом пройдут совместные манёвры с целью противостоять терроризму и наркотрафику. Не против кого - Колумбии или США - эти манёвры не направлены.
- Это не то послание, которое нёс 100 лет назад американский флот - решил закончить на мирной ноте, но не без укола в сторону США Уго Чавес. В начале 20 века в Венесуэле произошёл проамериканский военный переворот. - Это - послание дружбы, мира, сотрудничества... Видимо, так президент Чавес настраивался сам и настраивал президента Медведева на ужин с лидерами стран-членов АЛБА. Особенно-то удачные послание о мире и дружбе у г-на Чавеса получаются, когда он надевает военную форму и красный десантный берет. Оставалось надеяться, что на борту российского атомного крейсера от таких посланий он всё же воздержится.