Высокопоставленный чиновник заметил, что не очень понимает, что производят в Москве.
«Что такое жители Москвы? Это дворники, водители, офисный планктон, журналисты… Чиновники… Сфера обслуживания, торговля. В крайнем случае, блогеры. Есть такая специальность. Что эта 15–20-миллионная масса производит? Ровным счётом ничего. Интеллектуальную собственность? Вопрос сомнительный. Возьмите Новосибирск, там производят высокотехнологичную продукцию, самолёты, сборки для атомных реакторов, которые покупают во всём мире. Там производят продукцию, с которой платятся налоги. А что производят в Москве, я не понимаю», — цитирует Иванова «Российская газета».
Офисы в цехах
Политически активные москвичи возмутились таким к себе пренебрежением и разделились на две группы. Одна, погрузившись в справочники, торжествующе констатировала, что столица даёт целых 10 процентов от всего промышленного производства страны, и в ней занято полмиллиона человек.
Другие гневно стали доказывать, что производимая ими «интеллектуальная собственность» — продукт стоящий и важный.
В общем, нашёлся один повод покритиковать чиновника за незнание собственной страны и неуважение к её гражданам.
А я позволю себе согласиться с Сергеем Ивановым. Потому что, несмотря на статистические выкладки и на то, что я в данный момент реализую вам произведённую мной «интеллектуальную собственность», у меня о столице аналогичное с главой президентской администрации мнение.
Уроженец Ленинграда Иванов в столице полтора десятка лет, а я всю жизнь, и поэтому имею возможность сравнивать, какой Москва была и какой она стала, о чём я недавно и писал в своей колонке о «москвичах» и «понаехавших».
Что такое жители Москвы? Это дворники, водители, офисный планктон, журналисты… Чиновники… Сфера обслуживания, торговля. В крайнем случае, блогеры. Есть такая специальность. Что эта 15-20-миллионная масса производит? Ровным счетом ничего
Четверть века назад Москва действительно была крупным промышленным центром страны, занимавшимся производством. Тут были ведущие предприятия и лёгкой промышленности, и тяжёлой промышленности, и автомобильные гиганты АЗЛК и ЗИЛ, и авиастроительные заводы.
Каждое утро Москва отправлялась на работу в цеха. Сегодня она тоже едет в цеха — только там ныне расположены офисы.
Громадная территория ЗИЛа, где работали мои родители, сегодня постепенно отходит под застройку, под создание новых офисных центров. Про автомобили, некогда составлявшие основу грузового автопарка страны и поставлявшиеся на экспорт, сегодня вспоминают всё меньше и меньше.
АЗЛК и вовсе давно прекратил своё существование. Теперь на части его территории собирают «Рено», на другой — всё те же офисы, магазины и так далее, и тому подобное.
Это касается большинства промышленных объектов столицы — производство либо сворачивается совсем, либо выводится за пределы города.
В итоге при общем росте населения количество тех, кто производит промышленный продукт, постоянно сокращается. И портрет нынешнего москвича, нарисованный Ивановым, абсолютно верен.
Молоко и «интеллектуальный продукт»
Теперь что касается ценности «интеллектуального продукта». Мне, разумеется, приятно, что вы сейчас читаете написанные мною строки. Но, объективно говоря, если завтра грянет кризис — то от этого «продукта» вы откажетесь в первую очередь, и на вашу жизнь это особенным образом не повлияет. Это в той же мере касается «интеллектуального продукта», производимого обитателями московских офисов, которые сейчас гневно порицают Иванова за его слова.
Для жизни человека молоко, которое даёт Бурёнка безвестного крестьянина из глубинки, имеет больше значения, нежели весь столичный «интеллектуальный продукт», вместе взятый. То же можно сказать и о штанах, сшитых труженицей фабрики где-нибудь в Иваново.
Да к тому же неважно обстоит у нас с собственными Стивами Джобсами и Биллами Гейтсами, чей «интеллектуальный продукт» превращается в нечто, способное перевернуть мир. У нас людей, подобных Евгению Касперскому, единицы. А попытки российских кинодеятелей с «Мосфильма» своим «интеллектуальным продуктом» потягаться с Голливудом, не вызывают даже смеха.
Можно, конечно, сказать, что это общемировая тенденция XXI века, что во всём мире крупные мегаполисы превращаются в гигантские торгово-развлекательные центы и офисы, а не в производственные цеха.
Вполне допускаю, что так оно и есть. Однако это никоим образом не отменяет того, что Иванов в своей оценке прав.
Современным москвичам нужно поумерить амбиции и научиться относиться к себе критически, с иронией.
Ну всё, «интеллектуальный продукт» создал, вам его вручил, Россию с колен ещё на пару миллиметров поднял. Перерыв на обед. Спасибо за внимание.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции