Комаров Игорь Анатольевич 09:00 23/02/2013
Ведущий конференции: Друзья, добрый день! Мы находимся в пресс-центре «Аргументы и факты». Меня зовут Наталья Кожина. Сегодня у нас в гостях президент «АвтоВАЗа» Игорь Анатольевич Комаров. Здравствуйте, Игорь Анатольевич.
Комаров Игорь Анатольевич: Здравствуйте.
Ведущий конференции: Игорь Анатольевич, поступила масса вопросов. Но самый распространенный – на какой машине Вы сами ездите. Я как свидетель могу сказать, что Игорь Анатольевич приехал на «Ладе». Понятно, что сейчас Вы ездите на «Ладе», а до того, как Вы пришли в «АвтоВАЗ», как Вы относились к отечественному автопрому в целом?
Комаров Игорь Анатольевич: Первой моей машиной был автомобиль «Лада» седьмой модели и для меня это было очень серьезное жизненное событие. Думаю, что и на большинство россиян отечественный автопром оказал очень серьезное влияние, особенно «АвтоВАЗ». У большинства наших родителей и родственников были автомобили «Лада». К сожалению, за последние 20 лет это значение утратилось. Мы надеемся и для этого работаем, что имидж и авторитет отечественного автопрома поднимется, потому что это не только огромное количество людей, которые заняты в производстве автомобилей, и не только одна их немногих технологических отраслей, которые имеют свой самостоятельный бренд, но и влияние на наше понимание, как развиваться экономически, и можем ли мы делать хорошие и качественные продукты.
Ведущий конференции: Игорь Анатольевич, Вы уже более трех лет на посту президента. С какими чувствами, с какими мыслями Вы вступили на этот пост? Понятно, что сегодня мы действительно уже немного по-другому, а кто-то кардинально по-другому, воспринимаем отечественный автопром, но когда Вы вступили на эту должность, думаю, ситуация была совсем другая.
Комаров Игорь Анатольевич: Да, ситуация действительно была другая. Приятно слышать, что мнение об автопроме серьезно поменялось. Было другое ощущение и другая обстановка. Это можно проследить и по прессе, и по мнению государственных деятелей и чиновников, мнение это было не на нашей стороне. Ситуация была тяжелейшая: около 120 тысяч автомобилей на складе, многомесячные запасы, которые нужно было распродать, наступивший кризис, в начале 2009 года численность работающих составляла 105 тысяч человек. Сейчас мы производим практически такие же объемы продукции и численность у нас составляет около 68 тысяч человек. Была колоссальная задолженность, только по процентам мы заплатили около 8 миллиардов в 2009 году. Два месяца, в январе и августе, мы не работали, завод стоял, выплачивая 2/3 заработной платы рабочим. Оплата простоев составляла сумму также около 8 миллиардов. Это было состояние, которое обычно называют несовместимым с жизнью. Поэтому очень важно было быстро принять, может быть, острые и не совсем простые с точки зрения социальной и политической ответственности, меры. Мы очень рады, что правительство и акционеры пошли нам навстречу. У нас получилось эту программу реализовать. Мы реструктурировали долг и вывели непрофильные активы, оптимизировали численность, при том, что люди не увольнялись в никуда: либо ушли на пенсию, либо были созданы дочерние предприятия, где люди работали. Это было важным стартовым отрезком, благодаря которому дальше можно было модернизировать производство и обновлять модельный ряд. Главное, что отмечали люди и члены правительства, которые посещали «АвтоВАЗ» в то время: чувствуется, что меняется атмосфера и настрой людей, больше позитива в том, что происходит, и веры в то, что «АвтоВАЗ» будет дальше развиваться и добьется хороших результатов.
Ведущий конференции: Игорь Анатольевич, у «АвтоВАЗа» есть государственный долг в размере 44 миллиардов, еще взяли 60 миллиардов у «Внешэкономбанка». На какие цели эти деньги будут потрачены?
Комаров Игорь Анатольевич: 60 миллиардов мы не взяли. У нас есть договоренность с ВЭБом, что программа, которую утвердили акционеры, я считаю, что это серьезная программа, но нам нужны инвестиции для модернизации производства, а это крупнейший завод не только российский, но и Альянса Renault-Nissan, других таких заводов в мире нет, и на модернизацию и обновление модельного ряда этому заводу нужно 158 миллиардов рублей. Из них большую часть денег мы заработаем и в ближайшие 5-6 лет, из 160 миллиардов нам понадобится 60 миллиардов заемных средств, которые мы возьмем в ВЭБе, и которые будут нам даны при положительном рассмотрении всех инвестиционных проектов, когда мы докажем, что они окупаемы, что мы будем эффективно расходовать средства и добьемся результата. Так что это касается будущих наших заимствований, около трети необходимых нам средств мы возьмем в течение ближайших лет.
О долге в 44 миллиарда. В 2009 году у нас было 75 миллиарда долга. Часть этого долга мы вернули акционерам, рассчитались непрофильными активами, непрофильными производствами, часть долга акционеры перевели в уставный капитал, а часть реструктурировали до 2032 года. Безусловно, и этот долг мы вернем, в бизнес-плане есть источники и понятно, как мы будем этим заниматься.
Ведущий конференции: Вы стараетесь делать достаточно доступные автомобили. В то же самое время сейчас очень много иномарок, которые тоже стараются вести свою ценовую политику таким образом, чтобы люди могли себе позволить купить иномарку. Как в таких условиях Вы боретесь за покупателя?
Комаров Игорь Анатольевич: Это непросто. Мы видим, что и наши конкуренты идут в наш сегмент, понимая, что это Россия, которая имеет такую особенность: людей, которые могут выделить до полумиллиона рублей на покупку нового автомобиля, большинство. Не случайно все ведущие мировые производители специально для России запускают новые модели, близкие к нашему сегменту. Мы испытываем серьезное давление, серьезную конкуренцию со стороны, в том числе и партнеров по альянсу по тем автомобилям, которые будем производить на нашем заводе. Мы это понимаем, и основные наши задачи достаточно простые – помимо привлекательного дизайна и обновления имиджа наших автомобилей, которые мы сейчас делаем с нашим новым главным дизайнером, мы понимаем, что нам нужно очень серьезное внимание уделять эффективности и качеству, то есть работать над снижением себестоимости одного автомобиля и одновременно существенно повышать качество. Результаты уже стали появляться по тем показателям в эксплуатации, которые в наших автомобилях серьезно улучшились. Количество дефектов и претензий от наших покупателей за последний год снизилось в 3 раза. Очень серьезная работа ведется с поставщиками. Не секрет, что большая часть дефектов, которые мы видим в автомобилях, создается нашими поставщиками и производителями, хотя, конечно, за конечный продукт отвечаем мы. За последние 3 года количество дефектов у наших комплектаторов мы снизили почти в 10 раз.