Примерное время чтения: 27 минут
934

Скрытые возможности нашего мозга. Как улучшить память?

В конференции участвуют: Гарибян Самвел Агасинович

Наша память странный механизм, какие-то вещи мы запоминаем мгновенно, а какие-то учим, учим, но так и не можем выучить. К тому же не секрет, что со временем мы все больше вещей делаем, что называется «по бумажке»: если звоним друзьям, то ищем их  телефон в записной  книжке. Если произносим речь, то подглядываем на лист, где она написана, а чтобы вспомнить содержание недавно прочитанного романа,  начинаем читать его заново. Каждый из нас может продолжить этот список ситуациями из своей жизни. Однако не все так плохо. Память, как мышцы можно тренировать. Мы же ходим в спортзал для поддержания красивой фигуры, так почему бы не следить так же внимательно за состоянием своей памяти?
7 декабря в прямом эфире AIF.RU побывал  гуру в сфере запоминания и усвоения информации, человек-суперпамять - Самвел Гарибян.

Ответы:
Гарибян Самвел Агасинович 09:03 08/12/2011
Ведущий конференции: Добрый день! Мы с вами находимся в пресс-центре «Аргументы и факты». Меня зовут Наталья Кожина и у нас с вами всего 30 минут для того, чтобы задать свои вопросы гуру в сфере развития памяти и мышления, писателю Самвелу Гарибяну.Самвел, здравствуйте! Гарибян Самвел: Здравствуйте! Ведущий конференции: Спасибо огромное, что пришли к нам в гости. Я Вас немного скромно представила. На самом деле Вы неоднократно демонстрировали свои достижения в Книге рекордов Гиннеса. Еще, я знаю, Вас любят называть «человек-суперпамять». Скажите, пожалуйста, что вкладывается в понятие суперпамять. Гарибян Самвел: Человек-суперпамять – это человек, который может сразу запомнить 1,5-2 тысячи иностранных слов. Ведущий конференции: Сразу это как? Гарибян Самвел: Вы мне быстро диктуете 1-1,5 тысячи слов с любого иностранного языка слово – перевод с интервалов в 2-3 секунды, потом спрашиваете какое-нибудь слово, а я отвечаю перевод. Худший результат – я могу забыть 10% слов. Это и является понятием «человек-суперпамять». Ведущий конференции: Сколько Вы работали, чтобы прийти к такому результату, понятно, что Вы не родились настолько гениальным? Гарибян Самвел: Я родился обычным нормальным человеком. Просто когда-то жизнь меня заставила мобилизоваться. Я создал определенные технологии мышления, которые позволяют практически любому желающему при минимальных умственных и психических усилиях эффективно запоминать максимальные объемы любой информации и не только запоминать, но и качественнее анализировать, а также увеличить скорость мышления. Ведущий конференции: Вы сказали практически каждому, то есть все-таки не каждый человек может овладеть этой техникой? Гарибян Самвел: Каждый. Допустим в том объеме, что я, может быть не каждому хватит терпения, потому что для достижения моих результатов нужны годы тренировки, а для того, чтобы запомнить 70-100 иностранных слов, потребуется 18 часов тренингов с помощью моих методик. Ведущий конференции: Если мы прорабатываем на тренингах возможность запоминания, потом все равно это надо как-то поддерживать, какими-то тренировками, потому что если позанимались 18 часов, а потом об этом забыли, то эффекта, по-моему, не будет? Гарибян Самвел: И да, и нет. Представьте себе, что я хочу поднять груз весом в 200 кг. Для этого я должен тренироваться лет пять, но если мне надо поднять груз весом в 200 тысяч кг, мне особо не надо тренироваться, мне надо сесть за рычаг мощного экскаватора, который может поднять такой груз. Если я дергаю за рычаг, а экскаватор ковш поднимает, кто мне скажет, что это не моя сила? Это моя сила, раз она мне подчиняется. Мой принцип – это вложить этот экскаватор себе в голову, то есть когда ты эту технологию применяешь даже без тренировки, она сразу же начинает работать. Ведущий конференции: Мне хотелось, чтобы Вы по возможности рассказали подробнее об этой методике. Гарибян Самвел: Очень просто. Сначала я обучаю людей концентрироваться. Концентрация – это задержка дыхания. Для того, чтобы долго быть сконцентрированным, надо надышаться впрок с помощью дыхательных упражнений йоги. Таким образом обеспечивается физиологический тыл умственной деятельности. Потом есть определенные, созданные мной, приемы входа в этот режим концентрации, в нейтральное состояние чистого сознания, как белый лист бумаги, первозданного. Потом я использую мнемотехнические приемы, ассоциации, основанные на 6 принципах эффективного создания ассоциаций: это динамика, принцип обратного мышления, принцип замены размеров и масштабов, множественность, контрастность и пикантность. Если ассоциации создаются по такому принципу, то они многократно усиливают свою действенность. Плюс ко всему я активно подключаю телодвижения, воспроизводящие мои мысли. Все это в комплексе и дает многократный результат.
Вопрос:Артем Егорович 16:53 02/12/2011
Уважаемый Самвел Агасинович! Любые знания интересны тем, кто хочет их понять. Мне за 50 и я стараюсь тренировать память запоминанием коротких анекдотов и цифрами по работе. Но, честно сказать - не в восторге. На языке, когда в компании, как правило, легко "вылетает" до двухсот анекдотов. Потом сбой. Как будто кто-то сказал - стоп! Расскажите алгоритм тренироки памяти и запоминания, если таковой существует. И как развивать память у детей - увы, но школа и социум не содействуют "длинной памяти"?? Здоровья Вам и Вашим близким! Спасибо.
Вопрос:ИринаИрина 17:51 02/12/2011
Здравствуйте, что мешает нашей памяти развиваться. Хорошо, читать, развивать полезно, БАД, физические нагрузки - все это понятно. А есть ли факторы, ослабляющие нашу память, например, просмотр каких-то фильмов, я вот замечала, посмотришь какой-нибудь фильм и словно цепенеет ум, тупею. И реакции памяти падают. Скажем, до просмотра фильма я могу легко запомнить 10-15 цифр, по памяти записать набор цифр или слов, а после фильма в течение часа, двух, трех как туман в голове. Почему так. и что, кроме подобных воздействий может повлиять на способность соображать и запоминать.
Ответы:
Гарибян Самвел Агасинович 09:06 08/12/2011
Очень много дебилизирующих телепередач, особенно развлекательных. Если много их посмотреть, то от вашей памяти и мышления вообще ничего не останется. Мешает и наносит большой вред долгое сидение у компьютера, постоянное пребывание, например, Вконтакте, Одноклассниках и т.д. Идет полное превращение человека в животное. Надо уметь дозировать это все. Помимо всего прочего очень большой удар наносит недосыпание, когда ты мало спишь и насильно кормишь свой организм большими дозами кофе и других стимуляторов. Стресс убивает нашу память. Слишком активный темп жизни, городская суета.
AIF.RU Ведущий конференций 09:06 08/12/2011
Это безнадежно, это все, кто живет в Москве. Вы сейчас рассказали, как живут москвичи: стрессы, суета, недосып, постоянное сидение возле компьютера.
Гарибян Самвел Агасинович 09:06 08/12/2011
Москву надо разгружать.
AIF.RU Ведущий конференций 09:08 08/12/2011
Это еще одна хорошая тема для разговора. Каким образом это сделать?
Гарибян Самвел Агасинович 09:08 08/12/2011
Перенести столицу России в Сибирь.
AIF.RU Ведущий конференций 09:08 08/12/2011
Куда именно?
Гарибян Самвел Агасинович 09:09 08/12/2011
Я, кстати, еще в 2007 году писал В.В.Путину, что предлагаю перенести Российскую столицу или в Красноярск, или в Новосибирск, или в Екатеринбург.
AIF.RU Ведущий конференций 09:10 08/12/2011
Не надо в Красноярск. Мы пришли к выводу, что надо внимательно следить за тем, чем ты занимаешься, потому что какие-то негативные факторы влияют на нашу память. Скажите, Вы как человек деловой, как человек, который ведет тренинги, как человек, у которого насыщенная жизнь, сколько позволяете себе сидеть за компьютером или смотреть телевизор?
Гарибян Самвел Агасинович 09:10 08/12/2011
Телевизор я вообще не смотрю, вернее смотрю перед сном канал про животных. Больше меня ничего не интересует. Перед компьютером стараюсь сидеть не более 2-х часов в день. Иногда это не получается.
Вопрос:Климин Семён 23:34 02/12/2011
Моя деятельность связана с публичными выступлениями на собраниях и конференциях. Заметил, что как только уткнусь в бумажку, тут же теряю контроль над аудиторией. И наоборот, если всё время поддерживаю зрительный контакт с аудиторией, то всё идёт как по маслу. Но это делать нелегко, поскольку трудно запоминать большое количество тезисов и последовательности фактов. Вопрос: как запоминать большую массу такой информации? Спасибо!
Ответы:
Гарибян Самвел Агасинович 09:23 08/12/2011
Очень просто. У меня есть система запоминания не связанных друг с другом предложений, тезисов и той самой последовательности фактов. Делается так. Последний элемент предыдущего тезиса связывается с первым элементом последующего тезиса по цепочке. К примеру, возьмем книгу Роберта Грина «Сорок восемь законов власти». Допустим, второй закон звучит так: не доверяй друзьям безгранично и научись использовать врагов. Я представляю себе, что друзья – это собаки, а враги – это волки. Я собакам своим доверяю, но до определенной границы, то есть все-таки держу их на расстоянии палки, а потом ловлю волков с помощью лассо, запрягаю их в сани и использую как транспорт, то есть я научился использовать врагов. Потом идет такой тезис. Скрывай свои намерения. Раз они – враги, значит я собираюсь их уничтожить. Я гоню их к пропасти, чтобы сбросить, но чтобы они это не поняли, я гоню их объездной дорогой. Волки–враги – последний элемент предыдущего и сокрытие моего намерения, что я собираюсь их прикончить – эти два элемента как стыки между собой. У человеческой руки есть стыки: кисть, предплечье, плечо, так же и здесь – последний элемент предыдущего с первым элементом последующего. Получается буква Z.
AIF.RU Ведущий конференций 09:23 08/12/2011
На самом деле мне, наверное, как человеку неподготовленному, кажется, что это все намного сложнее. Это только сначала так? Это все должно уложиться в систему, которая потом должна действовать автоматически?
Гарибян Самвел Агасинович 09:23 08/12/2011
Это только кажется, что сложно. Потом это все автоматически происходит
Вопрос:Артёменко Анфиса 23:51 02/12/2011
Уважаемый Самвел Агасинович! Вы позиционируете себя как человек-суперпамять. Но известно, что память имеет свои виды. Можно отлично запоминать цифры и абсолютно плохо, например, иностранную лексику. Я отношусь именно к такой категории. В частности, уже долгое время с моим английским языком как говорится, воз и ныне там. И подлость ситуации в том, что с грамматикой и построением речи никаких проблем. Проблема с запоминанием словарного запаса. Итак, как запоминать лексику и является ли Ваша память такой образцовой и в этом виде информации?
Вопрос:Ира Пав 07:12 03/12/2011
Мне 50 лет. А забываю буквально самое элементарное. Но очень мне необходимо выучить английский. Только на цифры еще какая то папять сохранилась. Как я могу себе помочь?
Ответы:
Гарибян Самвел Агасинович 09:19 08/12/2011
В этом поможет мой словарь, пусть это не звучит рекламой. В нем 3500 английских слов. Самые забавные, пикантные ассоциации, которые врезаются в память, как шурупы. Их легко можно запомнить.
AIF.RU Ведущий конференций 09:19 08/12/2011
То есть запоминание иностранного языка должно строиться на ассоциативном восприятии?
Гарибян Самвел Агасинович 09:19 08/12/2011
Да.
Вопрос:Чиладзе Вахтанг 08:38 03/12/2011
Кажется Ларошфуко говорил, что людей, жалующихся на свою память - полно, а вот тех, кто жалуется на свой ум, днём с огнём не разыщешь. Я - один из них! Мне не хватает быстроты мышления, а также сообразительности и остроумия. Таких обычно называют словом "тормоз". На Вашем сайте я прочитал, что Вы умеете развивать у людей не только память, но и быстрый и гибкий ум. Так ли это, какие можете привести примеры и чем можете помочь таким как я? Мадлоба! (по грузински - спасибо).
Вопрос:Гринберг Яков 08:58 03/12/2011
А зачем всё это? У меня есть органайзер, который мне всё подскажет и напомнит. Да и пословицу, что "самый маленький огрызок карандаша надёжнее феноменальной памяти" никто не отменял.
Вопрос:Зоя 14:24 03/12/2011
Как можно легко запомнить цифры и сопутствующую им информацию? (номера телефонов, статей, указов и постановлений)
Вопрос:Владимир Васильев 14:54 03/12/2011
Что скажете о таком понятии как историческая память?
Вопрос:Роланд Киласония 20:08 03/12/2011
Уважаемый Самвел Агасинович! Сообщите пожалуйста о своей системе тренировки памяти и гибкости ума.
Вопрос:adre 21:52 03/12/2011
"Все учились где-нибудь да как-нибудь". Если надо будет шибко, то осилите. Если не требуется значит и не получится. Скорость мышления зависит от возраста, а также от количества обработанной и понятой информации. Пример: во время боевых действий у руководящего состава армии повышается количество сердечных приступов и кровоизлияний в мозг. Делайте выводы господа.
Вопрос:Венера М 22:51 03/12/2011
Здравствуйте, Самвел, мне 49 лет, стала замечать ухудшение памяти, подскажите, что нужно делать, чтобы сохранить память?
Вопрос:Урхо Кекконен 22:05 04/12/2011
Связано ли развитие памяти с развитием креативности и стратегического мышления?
Вопрос:Евгения Б 23:36 04/12/2011
Скажите пожалуйста, почему так происходит: я воспринимаю и запоминаю информацию только на русском языке. Знаю огромное количество стихов и прозы наизусть, знаю, например, все сказки Пушкина от первой до последней строки, знаю все песни советской эпохи тоже наизусть, хотя в жизни их не учила - само на подкорку записалось. Но совершенно не воспринимаю информацию на иностранном языке. Сколько раз пыталась начать учить язык - без толку. Иностранные песни не люблю, даже когда красивая музыка. Когда я не понимаю, о чем поют - мне не интересно. Я очень внимательно слушаю слова в песнях, - само слушается. То есть для меня музыкальные композиции не могут идти просто фоном - я ДОЛЖНА разбирать, О ЧЕМ поется. Скажите, есть ли название у такого явления. Откуда такая любовь к родному языку и полное неприятие иностранного при очень приличной памяти, внимательности и вообще хорошей адекватности. Спасибо!
Вопрос:Не помню 14:39 05/12/2011
Добрый вечер! Мне всего 27, а у меня часто возникают такие ситуации, что я не помню, как меня зовут и не могу точно описать человека или предмет в деталях. Скажите, это проблема расхлябанной памяти как таковой (отсутствие супертренировок) или же причина в том, что Россия не получает с питанием фосфора, йода, магния в достаточных количествах? Интересно ваше мнение. Спасибо.
Вопрос:Давтян Енок 15:48 05/12/2011
Барев дзез, уважаемый господин Гарибян! Предположим, что я уже успешно получил суперпамять, выражающуюся в способности запомнить сразу много информации. Грубо выражаясь, каков механизм карьеризации и монетизации этих способностей?
Ответы:
Гарибян Самвел Агасинович 09:27 08/12/2011
Очень просто. Если у тебя уже есть суперпамять и, предположим, ты – официант. К тебе пришла большая компания. Все произнесли свои заказы, ты ничего не записываешь и всем четко приносишь их заказы. Хватит ли у них духу не заплатить тебе щедрые чаевые? Или ты менеджер по продажам. К тебе пришли покупать машину. Когда спрашивают, какова динамика разгона этой машины, при каких оборотах двигателя, и если ты не заглядываешь в компьютер, а четко сразу все отвечаешь, тут же создается впечатление, что человек пришел куда надо. Карьеризация – тоже просто. У меня когда-то занимался второй секретарь ЦК Компартии Армении Олег Лобов. Я его научил по такой системе способу запомнить 3000 человек элиты тогдашнего российского общества и способы подхода к каждому из них для того, чтобы оказать максимальное влияние на этих людей. И как только он применил полученные умения, тут же стал Секретарем Совета безопасности России. Если кого-то еще интересуют назначения на высокие должности, пожалуйста, обращайтесь ко мне (смеется).
AIF.RU Ведущий конференций 09:29 08/12/2011
Самвел, спасибо Вам огромное за информацию. Надеюсь, она вам пригодится, дорогие читатели. Какие-то пожелания тем, кто нас сейчас смотрел и будет смотреть потом.
Гарибян Самвел Агасинович 09:29 08/12/2011
Пожелания самые простые. Не боги горшки обжигают. Вы все можете, а для того, чтобы убедиться в этом, милости просим! Я жду вас! Спасибо.
AIF.RU Ведущий конференций 09:29 08/12/2011
Самвел, спасибо огромное Вам! Друзья, спасибо, что задавали свои вопросы и были с нами. Всего доброго!
Вопрос:Илья Муромец 19:33 05/12/2011
Самвел, посмотрев Ваше выступление на кислород ТВ, я был приятно поражён Вашей любви к России и готовности защищать интересы русского народа! И здесь я понимаю, что тоже какую-то роль сыграла Ваша память. 2 вопроса: 1) какая память? 2) кто Вы, россиянин, или русский человек армянского происхождения? Какой из вариантов для Вас ближе?
Ответы:
Гарибян Самвел Агасинович 09:25 08/12/2011
Сначала отвечу на первый вопрос. Историческая память. Если бы не было великой России, не было бы и Армении. Нас бы турки просто стерли с лица земли, поэтому я благодарен русскому народу за это. К слову «россиянин» я отношусь крайне негативно. Моя идея заключается в следующем: саму Россию надо переименовать в Руссию, русские должны называться руссами, а весь народ должен называться русскими. Слово «русские» - это прилагательное, назовите еще хоть одну нацию, которая бы звучала прилагательным. Нет такой нации. А почему? Потому что слово «русские» употреблялось раньше со словом «подданный», то есть независимо от того кто ты, татарин, литовец или кто-то еще, ты русский подданный. Вот это и надо вернуть. Руссы, которые есть, пусть так и называются, а все остальные пусть будут русские. То есть я – русский человек армянского происхождения.
Вопрос:Нати 12:23 06/12/2011
Правда ли, что иностранные языки надо учить до 30-ти лет, потому что потом сложнее воспринимать информацию?
Ответы:
Гарибян Самвел Агасинович 09:19 08/12/2011
Чепуха. Хоть в 70 лет.
Вопрос:Анастасия Андреевна 13:16 06/12/2011
Уважаемый Самвел, как вы относитесь к АКТИВНОМУ обучению детей в раннем возрасте, я слышала, что иногда от большого объема информации мозг включает обратную реакцию, вы, что скажите?
Ответы:
Гарибян Самвел Агасинович 09:24 08/12/2011
Негативно отношусь.
Вопрос:радостник 13:16 06/12/2011
Как перестать всё забывать и начать жить?
Вопрос:Алёша Попович 15:48 06/12/2011
Уважаемый Самвел! Есть одна расхожая фраза о том, что история учит тому, что она ничему не учит. И во многом, как мне кажется, причиной этой проблемы является слабая память и нас и особенно наших руководителей, быстро забывающих об уроках истории. И в связи с этим вопрос: могли бы Вы помочь им не забывать эти уроки истории? Так сказать поработать над их памятью.
Вопрос:Клава)) 16:48 06/12/2011
Изучение стихов помогает улучшить память?
Ответы:
Гарибян Самвел Агасинович 09:23 08/12/2011
Однозначно да. Тут даже без комментариев.
Вопрос:Симеон Симеонович 17:54 06/12/2011
Можете привести какие-нибудь интересные факты, когда ваши феноменальные способности помогали вам в каких-то критических ситуациях вплоть до спасения от смерти?
Ответы:
Гарибян Самвел Агасинович 09:14 08/12/2011
Это было 8 лет назад. Я ждал в гости одного приятеля. В дверь позвонили. Предполагая, что это он, я открыл дверь, не взглянув в глазок и держа в руках ключ от железной двери в тамбуре, подошел, чтобы открыть и ее, закрыв дверь квартиры за спиной. Дверь в тамбуре была железной только снизу, а вверху были металлические прутья. За дверью были налетчики на квартиры. Один из них направил мне в лицо пистолет и приказал открыть дверь. В эту секунду я понял, что если я открою, может произойти все, что угодно, вплоть до убийства, а если я не открою, убьют точно. Я в течение доли секунды показал свой актерский талант. Я схватился за сердце и упал. Я прервал все контакты, сымитировав обморок или смерть. Да, они могли меня достать пулей, но какой смысл стрелять в человека, который возможно и так умер. Я лежу, бандиты решили, что делать больше нечего, надо уходить. И ушли. В их компьютере в голове был такой вариант: если я открываю, они заходят и делают, что хотят, а если не открываю, убивают. Но в их компьютере не было третьего варианта, а я на третьем варианте и смог выкарабкаться из этого положения. Это все благодаря огромной скорости моего мышления. У меня целый час зазипован в 1 секунде.
AIF.RU Ведущий конференций 09:15 08/12/2011
А у простого человека достаточно ограниченное мышление?
Гарибян Самвел Агасинович 09:15 08/12/2011
Да, потому что у него медленно крутится этот диск. Я увеличил скорость вращения этого диска, и пока кто-то будет сто раз думать, что делать, у меня уже есть решение.
AIF.RU Ведущий конференций 09:18 08/12/2011
Но это еще связано, как я понимаю, с креативностью?
Гарибян Самвел Агасинович 09:18 08/12/2011
Да. Я – сама креативность. Я могу придумать такие оригинальные решения, каких никто не может. Я, например, уже победил российскую коррупцию. Некоторые газеты об этом писали. Пять пунктов. 1. Отмена уголовной ответственности за дачу взятки, наказывать только получателей. 2. Если чиновник заявил, что ему предложили взятку, дать возможность чиновнику эту взятку получить. Оставить себе, не сделав дело, за которое получил, на законных основаниях. 3. Если взяткодатель заранее заявил и доказал, то полный возврат денег или в денежном эквиваленте оказание услуг с очень большим процентом от той суммы, которую дал. То же самое, что стократный штраф за коррупцию. 4. Сохранение результатов, которых взяткодатель уже добился путем коррупции. 5. Многократное усиление ответственности за посредничество. Если эти 5 пунктов использовать комплексом, от коррупции ничего не останется.
Вопрос:Роман Н 19:28 06/12/2011
Здравствуйте, Самвел! Посоветуйте, как не только запоминать огромные объёмы информации, но и сортировать важное от шелухи, а ещё лучше - как быстро принимать верное решение на основе этих огромных массивов данных. Спасибо!
Ответы:
Гарибян Самвел Агасинович 09:12 08/12/2011
Хороший вопрос. Для того, чтобы уметь принимать верные решения, надо многократно увеличить скорость мышления. То есть тот самый диск, который в голове крутится, надо заставить крутиться быстрее для того, чтобы суметь зазиповать внутри 1 секунды целую минуту. Предположим, что сейчас рядом со мной будет сидеть какой-нибудь мастер боевых искусств из Шаолиня, мы с ним будем дружески беседовать, и я вдруг захочу его ударить. Дойдет ли моя рука до его лица? Если он настоящий мастер, не дойдет. Почему? А потому что он будет видеть мой удар как в замедленной киносъемке, и для него увернуться от этого удара не представит никакой сложности. Потому что у него в мозгах любые удары зазипованы, 1 минута в 1 секунду. То же самое и здесь. Надо увеличить скорость мышления, и тогда у вас в 1 секунде будет целая минута на обдумывание. Для этого надо как можно больше тренироваться по моей системе запоминания однотипных слов, а также аэродинамического мышления, когда ты должен запомнить и в том же порядке воспроизвести 6-7 не связанных друг с другом слов, но многократно повторяющихся, например, 10-15 раз. И весь этот порядок повторить. Сначала очень трудно, но потом постепенно шлифуется и твой мозг уже четко делит, что куда поставить, как расставить, все автоматически получается. Ты превращаешься как бы в киборга.
Вопрос:Владислав2011 19:29 06/12/2011
Самвел,за кого голосовали? Какие программы и способы развития интеллекта посоветуете? Спасибо.студент Москва.
Вопрос:Саша Сашина 23:26 06/12/2011
Самвел, мне 27, на память пока не жалуюсь, но заметила такую вещь, когда волнуюсь- забываю самое элементарное, что делать в таких случаях?
Ответы:
Гарибян Самвел Агасинович 09:20 08/12/2011
А тут возраст не при чем. Когда человек волнуется, у него сбиваются все ритмы. Надо успокоиться. Прежде всего надо овладеть дыханием. Если хочешь овладеть контролем над эмоциями, сначала овладей контролем над своим дыханием. Глубокий вдох надо сделать.
Вопрос:Антон К 23:36 06/12/2011
Здравствуйте. Какие значения показателей\характеристик памяти на ваш взгляд соответствуют здоровому человек, и почему у большинства людей всё таки проблемы с памятью в той или иной степени? Есть ли какие системные факторы современной культуры, которые негативно сказываются на памяти? Имеются ли у вас рецепты развития молодых поколений, которые вы считаете обязательным к применению в системе образования для взращивания людей отвечающих требованиям времени?
Вопрос:Владимир Попов 12:36 07/12/2011
Самвел, есть генетическая предопределённость к прочности памяти или её слабости. Т.е. всем ли по силам развить её и устойчиво на протяжении жизни удерживать? Спасибо.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах