Михаил Щапов, член Комитета ГД по бюджету и налогам
Во-первых, она опасна масштабами ущерба. Во-вторых, тем, что выявить и доказать подобные преступления невероятно сложно, а наказать виновных почти невозможно. Если в случае с прямыми акупками бюджета в последнее время какой-то порядок удалось навести, то закупки бюджетных учреждений, предприятий, госкорпораций – это тёмный лес, где могут исчезать сотни миллиардов рублей. Общий объём закупок измеряется триллионами и сопоставим с бюджетом страны. Достаточно сказать, что 95% закупок всех госкомпаний проводятся при одном поставщике – якобы второй не нашёлся.
Главная нагрузка в борьбе с коррупцией тут ложится на следственные органы. Именно они должны выявлять подозрительные сделки, набирать доказательную базу, выводить на чистую воду чиновников и бизнесменов. В последнее время наши следователи демонстрируют определённые успехи в борьбе с подобными хищениями. Не проходит недели, чтобы не пришла новость об очередном чиновнике, оказавшемся на скамье подсудимых. Однако в случае с крупными компаниями, представленными на федеральном уровне, ситуация выглядит куда хуже. В таких компаниях, как правило, есть штат сильных юристов, которые умело играют на несовершенстве законов, есть деньги и возможности для подкупа или запугивания свидетелей, есть службы безопасности, которые «чистят хвосты». Всё это в разы усложняет работу следственных органов. Поэтому мы нечасто видим примеры, когда под суд попадает действительно «крупная рыба». Хотя, как показывает пример группы «Сумма», ничего невозможного нет и даже богатейшие люди страны могут оказаться в СИЗО.
Но возникает вопрос: почему там не сидят ещё и чиновники, без которых подобные махинации невозможны? Ведь кто-то же составлял правила для аукционов и тендеров, закрывал глаза на хищения. Надеюсь, что следствие вскоре предъявит соответствующие обвинения и сможет привлечь к ответственности всех участников коррупционной схемы, а не только бизнесменов.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции