Примерное время чтения: 4 минуты
5857

Банк-контроль. Вправе ли финансовая организация требовать отчета о расходах

Забирающие деньги с депозитов россияне стали сталкиваться с требованиями банков отчитываться о потраченных финансах, пишут «Известия». То есть хранил вкладчик средства, например, на свадьбу или на отпуск, снял сбережения, когда накопилась нужная сумма, а финансовое учреждение просит доказать, что они были потрачены на праздничный фуршет или туристическую путевку. За непредставление отчета — угрозы блокировки счета или вклада.

Издание приводит историю своего читателя, который хранил деньги в одном банке, но затем решил перевести их на вклад в другую финансовую организацию. После открытия депозита учреждение попросило отчитаться о происхождении средств и дать письменное объяснение о планах на деньги. 

Вправе ли банк допрашивать клиента о его расходах и может ли он заблокировать счет, если вкладчик ответит отказом? Вместе с экспертами разбирался АиФ.ru.

О доходах отчитаться придется, о расходах — нет 

Согласно закону «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», при открытии вклада/счета банки могут запросить у клиентов информацию об источниках происхождения денежных средств, говорит ведущий юрист Европейской юридической службы Марина Антонова.

Этот закон содержит требование к банкам обязательно проверять входящие и исходящие операции клиентов на предмет возможности квалификации их как операций, связанных с экстремистской деятельностью или терроризмом, если их сумма превышает 600 тысяч рублей. 

При этом, по словам директора юридической службы «Единый центр защиты» Константина Боброва, финансовые учреждения запрашивают справки, подтверждающие законность происхождения средств, не из любопытства или вредности. Дело в том, что неисполнение этой нормы влечет для кредитных организаций административную ответственность, предполагающую наказание вплоть до приостановления деятельности сроком до 90 суток. Поэтому банки и стараются тщательно исполнять эту обязанность, поясняет эксперт.

А вот требования к банкам запрашивать у клиентов отчет о том, на что были потрачены снятые с депозита деньги, закон не содержит. Напротив, как говорит финансовый советник инвестиционной компании QBF Егор Лайпанов, кредитные учреждения обязаны выдавать физическим лицам их вклады по первому требованию. «Клиент не обязан отвечать на вопрос о том, на что он собирается потратить собственные средства, в законе об этом ничего не сказано», — подчеркивает эксперт. 

«Сотрудник банка, скорее всего, задает вопрос исходя из своей должностной инструкции. На самом деле его мало интересует, на что вы хотите потратить свои деньги. Причина проста: в условиях повышенного внимания регулятора к банкам сами кредитные организации стараются перестраховаться и „перевыполнить“ нормы законодательства. Если сумма для выдачи большая, банк может отказать, сославшись на отсутствие наличных в кассе», — добавляет он. 

Но заблокировать счет/вклад или не отдать оставшиеся деньги финансовое учреждение права не имеет. 

Куда жаловаться на дотошный банк?

В случае настойчивых просьб банка поделиться планами на деньги с депозита руководитель департамента правового и налогового консалтинга компании «Прифинанс» Екатерина Романова рекомендует попытаться договориться с обслуживающим менеджером, предоставить максимально имеющиеся у вас документы, объяснить необходимость операции. 

В свою очередь, Константин Бобров отмечает, что финансовая организация может попытаться отказать в проведении денежной операции, если клиент не захочет рассказывать о своих расходах. Банку легче испортить отношения с одним физическим лицом, чем попасть под санкции Центробанка. 

«Если же договориться с банком напрямую не получается, у клиента остается право обратиться в специальную комиссию, которая состоит из представителей ЦБ и Росфинмониторинга, или напрямую в суд», — советует Романова.

«Поскольку законом не установлено право банка требовать информацию о расходовании денежных средств, снятых с депозита физическим лицом, клиент имеет право затребовать письменную позицию банка (письменный отказ банка в проведении операции) для последующего обжалования отказа в судебном порядке», — добавляет Марина Антонова.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах