Приказ МЗ СССР от 27.07.1978 № 705 «О нормативах развития и принципах размещения аптек» гласит: «Строительство и территориальное размещение аптек и обеспеченность населения фармацевтическими кадрами должны отвечать задачам своевременного обеспечения населения лекарственной помощью с наименьшими затратами времени при высокой культуре обслуживания».
С тех пор эти задачи как будто не изменились, чего нельзя сказать об условиях, в которых фармацевтическим работникам их приходится выполнять.
Ряды растут
Ни для кого не секрет, что количество аптек на фармацевтическом рынке России давно превысило разумные пределы. Но, несмотря на это, каждый год в эти тесные ряды готовы влиться и вливаются всё новые участники. Правда, стоит отметить, что некоторые, не выдержав жестокой конкурентной борьбы, сходят с дистанции, но их всё-таки не так много по сравнению с теми, кто готов помериться силами с соперниками.
Причём ситуация, когда несколько аптек располагаются практически рядом, совсем не редкость. Почему это вообще возможно? Одной из причин с полным основанием можно назвать отсутствие обязательных нормативов размещения аптечных учреждений, которые существовали в СССР. Ведь по тому же приказу № 705 «в пространственной организации сети хозрасчётных аптек необходимо учитывать: радиус обслуживания аптек в км, т. е. величину пути, проходимую населением от наиболее отдалённой части обслуживаемой территории до аптеки». В самых крупных городах он в то время составлял до 0,5 км. В нынешних реалиях две аптеки могут находиться буквально на расстоянии вытянутой руки друг от друга.
Борьба по правилам и без
В условиях конкуренции, достигающей невиданных размеров, борьба за клиента ведётся всеми мыслимыми и немыслимыми способами: скидки и распродажи – два по цене одного, три по цене двух и т. д.; подарки за покупку тех или иных косметических и лекарственных средств; привлечение для рекламы медицинской техники и косметики представителей фирм-производителей; дополнительные услуги, например в виде бесплатного измерения давления.
Однако стоит учитывать, что сегодня, когда практически каждое аптечное учреждение не только располагает самым широким ассортиментом лекарственных средств и сопутствующих товаров, но и достаточно высоким уровнем сервиса, выделиться из общей массы достаточно трудно. А все «заигрывания» с покупателями, к сожалению, мало срабатывают, поскольку, выбирая для себя аптеку, они, судя по опросам, ориентируются прежде всего на цены. И удивляться тут нечему – кризис. Индекс покупательской способности упал по сравнению с прежними годами до самой низкой отметки. В результате многие аптечные сети, да и единичные аптеки, пытаются сыграть именно на этом, размещая на фасадах зданий завлекающие надписи о самых низких, часто даже оптовых ценах на лекарства, реализуемые ими. По большому счёту это путь в никуда. Ведь лояльность – вещь изменчивая. Поставил сосед цену чуть ниже – и покупатели-перебежчики уже отправились туда. Не все, но многие.
У некоторых участников фармацевтического рынка наверняка хоть раз, но возникала мысль о том, насколько было бы проще осуществлять свою деятельность, если бы он не был так переполнен.
Анна, провизор, Москва:
Людмила, фармацевт, Москва:
– Аптек много, но каждый день открываются новые. А ведь количество людей в твоём районе практически не меняется. Вот и получается, что число клиентов на одну аптеку становится всё меньше и меньше. Такими темпами скоро каждая бабушка в нашей стране будет иметь свой персональный аптечный киоск. Но есть ли в этом смысл? По-моему, никакого.
Регулировать? Нельзя!
Так, может быть, уже настала пора как-то регулировать число участников рынка?
Начальник Управления контроля социальной сферы и торговли ФАС Тимофей Нижегородцев выступает за развитие конкуренции, которая, по его мнению, как раз и обеспечивает доступность населению лекарственных средств. Кроме того, на Первом съезде Союза «Национальная фармацевтическая палата» в ответ на реплики участников мероприятия об избыточном количестве аптечных организаций он высказал мнение о неравномерном пространственном распределении их по территории страны.
Нелли Игнатьева, исполнительный директор Российской ассоциации аптечных сетей (РААС):
«Анализируя всю товаропроводящую цепь, очевидно, что на рынке чрезмерное количество представителей оптового звена, в десятки раз превосходящее цифры международных практик, которые не превышают 10. Но комментарий о перенасыщении рынка аптечными организациями, увы, преждевременен.
По данным Росздравнадзора, в России действуют 52 тысячи аптечных организаций. То есть в среднем одна аптека на 2433 жителя нашей страны. Поэтому говорить о том, что у нас слишком много аптек, неправильно. Не могу не прокомментировать цитату из доклада правительства о физической доступности лекарственных препаратов, которая была дана в конце прошлого, 2015 года: «В Российской Федерации обеспечен один из самых высоких показателей физической доступности лекарственных препаратов. Число жителей на одну аптеку – 800, в то время как в Германии – 3900, в Великобритании – 3800, в США – 4500. Общее число объектов, осуществляющих фармацевтическую деятельность, составляет на сентябрь 2015 года более 115 тысяч».
И это только на бумаге! По факту на начало 2015 года количество жителей в Российской Федерации более 146 млн, и, чтобы обеспечить названное количество жителей, у нас должно быть более 180 тысяч аптек, но это далеко не так!
Регулирование сферы обращения лекарств обязательно должно осуществляться государством, это интересы национальной безопасности! Нужны жёсткие правила входа на рынок любой фармацевтической организации. Но не все процессы должны быть под регулированием, поскольку они у нас приобретают характер зарегулированности. Многочисленные проверки аптечных организаций на предмет ценообразования жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов не решит проблему роста цен, полностью зависимого от импорта лекарственных препаратов!
Развивать конкуренцию можно, только обеспечивая равные условия для всех участников рынка. А у нас аптечные организации – торговые организации, но имеют ограниченный ассортимент и ограниченную наценку. Таких ограничений нет ни у одной торговой организации в других сферах. Большую часть времени аптеки пребывают в проверках, вместо того чтобы заниматься ассортиментом. Получается, что проверками демонстрируется борьба с ценами.
Здоровая конкуренция для аптечных организаций – это равные условия по налогообложению и недопущение вывода лекарств из аптек. При обеспечении этих механизмов регулирования розничного рынка в сочетании с расширением разрешённого ассортимента аптек будут обеспечены условия для развития здоровой конкуренции.
Инициатива по введению нормы квотирования аптек, будь то ограничение количества аптек на число жителей или нормы расстояния между аптеками, противоречит нормам и принципам развития конкуренции и не поддержана ФАС».
В существующих реалиях аптекам приходится бороться за своё место на рынке всеми возможными способами, которые, к сожалению, у некоторых не в ладу не только с фармацевтической этикой, но и с законом. В связи с чем, возможно, стоит задуматься, что в данном случае конкуренция идёт не во благо, а количество явно не перерастает в качество.