Аргументы и Факты
16+
Федеральный АиФ
Аргументы и Факты
16+
Федеральный АиФ
Примерное время чтения: 5 минут
1483

На Руси стали меньше пить? Смотря кто и как считает

Еженедельник «Аргументы и Факты» № 18. Дальше «Айза-17» идёт одна 30/04/2025
Водку стали покупать на 7 % меньше, а коньяк на почти 13 %.
Водку стали покупать на 7 % меньше, а коньяк на почти 13 %. istockphoto.com

По итогам первого квартала текущего года розничные продажи почти всех видов алкоголя в России снизились. Если не учитывать пиво и близкие к нему напитки, то падение составило почти 15 % в годовом исчислении (данные Росалкогольтабакконтроля). Водку стали покупать на 7 % меньше, а коньяк на почти 13 %. Эксперты объясняют это повышением минимальных розничных цен на крепкий алкоголь. Теперь водка не может стоить дешевле 349 рублей за 0,5 литра (прибавка в 50 рублей), а коньяк дешевле 651 рубля за 0,5 литра (прибавка почти 100 рублей). Однако это лишь отчасти объясняет столь резкое «протрезвление» населения. К тому же в самой официальной статистике видны изъяны, которые не вполне «бьются» с данными соцопросов и медиков. И еще можно вспомнить, что по итогам 2024 года продажи алкоголя в России как раз достигли максимума за семь лет, намного превысив 200 миллионов декалитров, что на 20 % больше, чем в 2017 году. Причем тоже без учета продажи пива и подобных ему напитков.

Или взять, например, алкомаркеты, которые в нашей стране растут, как грибы после дождя. Как это «бьется» со снижением продаж алкоголя? Только в прошлом году произошел скачок по численности сразу на четверть, или на более чем 5 тысяч точек. По некоторым оценкам, общая численность алкомаркетов и пивных магазинов уже приближается к 40 тысячам. Также очевидно, что на фоне снижения розничных продаж водки, коньяка и прочих крепких напитков растет потребление пива (процентов на 4-5), медовухи (на треть за год) и всякого прочего сидра (почти на треть). То есть меняется структура потребления. Россия в каком-то смысле переходит от «водочного типа» к «южноевропейскому», с преобладанием пива и вин.

Особенно подскочило потребление «пивных напитков» (почти на 20 %) — категорию, в которую многие производители слабоалкогольной продукции перевели свои товары. Еще одно доказательство того, что со статистикой и регуляторикой (выдумыванием новых категорий, типа «пивной напиток») как ни крути, но жизнь берет свое. В любом случае, кажется, уже нащупан предел повышения цен на алкоголь как способа регулировать/снижать его потребление, так что можно остановиться.

Вообще, если посмотреть в длительной перспективе, то в России стали пить действительно меньше. По некоторым подсчетам Минздрава, за 15 лет потребление алкоголя (в пересчете на спирт) сократилось более чем в два раза. А согласно разработанной правительством программе сокращения его дальнейшего потребления, до 2030 года планируется сократить потребление алкоголя до 7,8 л на душу населения в год против нынешних примерно 8,49 литров. По данным министра здравоохранения Михаила Мурашко, долю ведущих здоровый образ жизни граждан к этому же сроку планируется увеличить до 13,6 %. Правда, Единая межведомственная информационно-статистическая система приводит другие цифры по прошлому году, считая, что уже к его середине годовое потребление алкогольной продукции на душу населения составило лишь 7,98 л (по сравнению с 8,44 л. в 2023 году, согласно тому же источнику, но по данным Минздрава, — 8,9 л.).

Так что как считать. Если верить одним соцопросам, то уже сейчас ведут трезвый образ жизни, не беря в рот спиртного (это уже ЗОЖ или еще нет?) 38 % россиян, по другим соцопросам, аж 48 %. В Северо-Кавказском регионе совсем не пьют уже около 70 %. Разброс большой и на все вопросы не отвечает.

Или вот еще любопытное исследование провел в декабре прошлого года Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения Минздрава (ЦНИИОиЗ). И что же выяснили ученые? Что в 41 регионе России в декабре 2024 года выросло потребление алкогольной продукции на душу населения относительно декабря 2023 года. А в 44 снизилось. Наибольший рост (+43 %) зафиксирован в Кабардино-Балкарии, Пермском крае (+40 %) и Тюменской области (+36%), а также в Сахалинской области (+35%) и Ненецком автономном округе (+34 %). Тогда как самое заметное снижение произошло в Башкирии — на 26 %, Амурской и Астраханской областях — по 25 %, Вологодской области — на 24 %, Ханты-Мансийском автономном округе — на 23 %. Хочется спросить: а сами авторы исследования верят в то, что такие цифры в полной мере отражают реальность? Чтобы за год (!) потребление алкоголя выросло на 40 % или упало на 25 %? Что-то тут «не бьется», по оценочному ощущению автора.

При том что очевидны возрастные расхождения: молодое поколение куда меньше склонно к потреблению спиртных напитков, крепких в особенности. Новое поколение в этом смысле едва ли не самое здоровое за последние 100-200 лет (со времени введения «водочной монополии в Российской империи).

Однако мы не знаем точно, насколько потребление алкоголя (особенно в некоторых регионах) может заменяться потреблением наркотиков. Не имеется точной статистки по потреблению спиртосодержащих суррогатов. Есть лишь смутные сведения о том, что в интернете активно процветает нелегальная продажа алкогольной продукции, не до конца искоренены так называемые наливайки. Наконец, на руках у населения имеется не менее 2,5 млн самогонных аппаратов. Вряд ли все они стоят на буфетах для украшения интерьера. При том что себестоимость производства самогона в 3-5 раз дешевле водки. По некоторым данным, в сельской местности самогон потребляют не менее 15 % населения. Среди бедных жителей сел и поселков — до четверти. А может, больше? По данным разных социологических мониторингов (плюс статистика запросов в интернете), в последние годы наблюдается устойчивый рост интереса к самогоноварению.

Так что вполне возможно, что пить на Руси стали меньше, но не так чтобы совсем завязали.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)
Подписывайтесь на АиФ в  max MAX

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах