Российские СМИ растиражировали призыв президента Белоруссии Александра Лукашенко к правительству перестать «молиться на российский рынок», в противном случае страну ждут девальвация, дефолт и безработица. Ещё на прошлой неделе президент Белоруссии в ходе встречи с главой белорусского МИД Владимиром Макеем заявил, что диппредставительства страны должны заняться поиском новых рынков сбыта с учётом ситуации в России. До недавнего времени Белоруссия больше половины произведённой у себя продукции реализовывала на территории братского государства. Нехитрая формула благополучия Лукашенко звучит так: «Для того, чтобы иметь больше денег и золотовалютных резервов, надо больше продавать и меньше покупать». «Это простая формула, но для нас она очень важна», — напомнил он своему правительству.
Эксперт по Белоруссии (ВШЭ), политолог Дмитрий Болкунец считает, что заявления Лукашенко лежат полностью в русле той политики, которую он проводит в последние 20 лет. «Зависимость Белоруссии от российского рынка была колоссальной и остаётся такой. Поэтому всё, что происходит сегодня в российской экономике, рикошетом отразится на ситуации в белорусской экономике и в том числе — на политической ситуации в стране», — сказал он в интервью АиФ.ru, подчеркнув, что ухудшение экономической ситуации в стране неизбежно пошатнёт личный рейтинг самого президента.
Осенью Россельхознадзор ввёл ограничения на поставку в Россию продукции ряда белорусских предприятий в связи с их несоответствием требованиям, предусмотренным законодательством России и Таможенного союза. Лукашенко в ответ на это за словом в карман не полез. «Не надо нас прессовать. Мы были вам надёжными друзьями и будем. Но если вы нас начнёте щемить, вы знаете, что я терпеть не буду», — заявил он. Позже эти ограничения были частично сняты.
Ещё одним рынком сбыта для Белоруссии всегда была Украина. Понятно, что в нынешних условиях страна просто вынуждена искать новых покупателей — это нормальное поведение в таких экономических реалиях. Совершенно другой вопрос — к чему это приведёт. Ведь параллельно с получением поддержки от России (порядка 70–80 млрд долл в течение последних 10 лет только в виде скидок на энергоносители) Белоруссия налаживает диалог со странами ЕС и США. Известно, к чему могут привести попытки усидеть на двух стульях. Но в условиях крутого пике российского рубля и сильнейшей зависимости белорусской экономики от России паника белорусских коллег вполне объяснима. На минувшей неделе замминистра иностранных дел Белоруссии Александр Гурьянов провёл встречу с председателем Совета делового сотрудничества «Беларусь — США» Дэвидом Бэйроном, в ходе которой они обсудили планы совместной работы на 2015 год, а также вопросы торгового и инвестиционного сотрудничества на обозримую перспективу.
Требования Лукашенко к своему правительству найти новые рынки сбыта — это уже упущенные возможности для Белоруссии, экономика которой десятилетиями была ориентирована на Россию. Болкунец предлагает добавить к этому и не совсем дружеские отношения между Белоруссией и европейскими странами. В нынешней же ситуации в белорусской экономике эксперт видит «признаки синдрома вхождения в кризис».
«Очевидно, что он (кризис) будет, возможно, даже более глубокий, чем в России или сопоставимый, по крайней мере. У Белоруссии нет подушки безопасности такой, какую имеет РФ. Падение курса белорусского рубля также неизбежно, вопрос только в том, когда и насколько он упадёт и повторится ли ситуация 2011 года, которая привела к так называемым молчаливым акциям протеста в Белоруссии. А в 2015 году в Белоруссии президентские выборы, очевидно, что Лукашенко прогнозирует и понимает, что идти на выборы к гражданам, доходы которых упадут в 2–3 раза в долларовом эквиваленте, довольно опасно и сложно», — сказал политолог.
Накануне белорусские агентства сообщили о том, что в ближайшее время пройдёт заседание Высшего госсовета Союзного государства России и Белоруссии, на котором планируется обсудить приоритетные направления развития двусторонних отношений до 2017 года, вопросы бюджетной политики и, разумеется, направления внешней политики. Конечно, строить далеко идущие планы сегодня сложно, но до тех пор, пока с обеих сторон сохраняется стремление к диалогу, партия не проиграна.