Чтобы отменить таможенные преференции для Киева, Москве нужно было заручиться поддержкой со стороны партнёров по Таможенному союзу — Белоруссии и Казахстана. Однако на заседании совета Евразийской экономической комиссии Минск и Астана отказались поддерживать предложенную Россией резолюцию о новом режиме для товаров, поступающих с территории Украины, пишет газета «Ведомости».
Политический подтекст
На прошлой неделе президент Украины Пётр Порошенко подписал экономическую часть соглашения об ассоциации с Евросоюзом. Документ предусматривает создание зоны свободной торговли между ЕС и Украиной. Проще говоря, Киеву придётся открыть свой рынок для европейских товаров, которые могут попасть в Россию в обход действующих таможенных правил, установленных между РФ и Евросоюзом.
Представитель белорусского правительства подтвердил «Ведомостям», что Минск не поддержал резолюцию России. Как заявил вице-премьер Белоруссии Сергей Румас, угрозу для экономики Таможенного союза пока оценить нельзя, соответственно, принимать экстренные меры ещё рано.
Это определенное политическое действие, демонстрация того, что Белоруссия и Казахстан не имеют претензий к режиму Порошенко.
Причины, по которым партнёры России по Таможенному союзу не захотели повышать пошлины на товары из Украины, эксперты называют сугубо политическими. «Это определенное политическое действие, демонстрация того, что Белоруссия и Казахстан не имеют претензий к режиму Порошенко. Для белорусской и казахстанской экономик свободная зона торговли Украины с ЕС угрозы не представляет. Казахстану безразлично, потому что у него больших объёмов в торговле с Украиной нет. В Белоруссии практически нет производителей, которые могли бы быть смыты европейским субсидированным импортом. Они не хотят ссориться с Западом, они хотят, чтобы Россия, защищая их интересы, разбиралась с Западом сама. Лукашенко введёт эти пошлины, когда субсидированный импорт из ЕС через Украину создаст проблемы для него, но не раньше», — убеждён директор Института проблем глобализации Михаил Делягин.
Нежелание Минска и Астаны поддерживать резолюцию Москвы заместитель директора Центра политических технологий Алексей Макаркин связывает с амбициями Белоруссии и Казахстана внутри Таможенного союза. «Они хотят показать, что они не просто дополнение к России в этом союзе, что они являются самостоятельными игроками», — полагает политолог.
Они хотят показать, что они не просто являются дополнением к России в этом союзе, что они являются самостоятельными игроками.
Во-вторых, Белоруссия и Казахстан преследуют свои конкретные интересы. Минск является одним из деловых партнёров Киева, и он заинтересован в украинском рынке. Что касается Казахстана, он собирается вступить во Всемирную торговую организацию. «РФ уже вступила, у нас эта проблема отсутствует, а так как Казахстан только вступает, Украина в случае начала экономической войны может заблокировать вступление. Соответственно, есть рамочные причины и конкретные интересы у обеих сторон», — констатирует Макаркин.
В одностороннем порядке
Задолго до подписания Порошенко соглашения об ассоциации с ЕС российская сторона не раз предупреждала, что для защиты внутреннего рынка от беспошлинного потока через Украину европейских товаров РФ может ввести ограничения на поставки продукции, поступающей с территории Незалежной.
«Мы вынуждены будем перейти не к каким-то санкциям, хочу это подчеркнуть, а перейти на обыкновенные международные практики использования режима страны наибольшего благоприятствования в торговле», — говорил ранее президент РФ Владимир Путин.
В случае негативного влияния подписанных Грузией, Молдавией и Украиной соглашений на российской рынок Москва примет меры, заявил в пятницу пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков.
«Президентом уже объявлялось неоднократно, что всё будет зависеть от вступления в силу документов, их ратификации и реализации. Дело не в документах, а в возможности влияния на наши рынки, и в случае влияния негативного будут приняты меры», — подчеркнул Песков.
Поскольку Белоруссия и Казахстан не одобрили повышение таможенных пошлин на ввоз товаров из Украины, Россия может действовать в одностороннем порядке, пояснил источник «Ведомостей». Москва планирует использовать приложение 6 к договору о зоне свободной торговли (ЗСТ) СНГ. Документ разрешает отмену преференций при условии, если объёмы импорта из одного государства-члена ЗСТ возрастут до такого уровня, что будут представлять угрозу для другого государства-члена ЗСТ. В таком случае нулевая пошлина меняется на единый таможенный тариф в соответствии с правилами Всемирной торговой организации (ВТО). Таким образом, ввозные пошлины для украинских товаров в РФ могут увеличиться с 0 % до 7,1 %.
По мнению Михаила Делягина, российские власти обязаны ввести ограничения на ввоз украинских товаров. «Последствия этого соглашения мы почувствуем сразу. Другое дело — есть ли у нас ресурсы? Дело в том, что для введения ограничений нужно иметь таможенные посты, реальный таможенный контроль, которого у нас толком не было», — рассказал Делягин АиФ.ru.
В свою очередь, Алексей Макаркин полагает, что эффект от односторонней отмены таможенных преференций для украинских товаров может быть минимальным. «Украинские и западные товары будут поступать в Россию через Белоруссию, с которой у нас таможенные границы открыты. Россия могла бы это сделать, но тогда возникает вопрос об эффективности Таможенного союза и о том, что будет идти через наших союзников. <…> Белоруссия считает, что это не очень опасно на сегодняшний момент. Может быть, когда они проанализируют ситуацию, они придут к другим заключениям», — рассуждает Макаркин.