Примерное время чтения: 11 минут
458

Органика будущего. Участники рынка обсудили перспективы отрасли

Предоставлено пресс-службой Национального органического союза
Предоставлено пресс-службой Национального органического союза

17 мая 2013 года был подписан меморандум о создании НОС: тогда крупные участники рынка объединились, чтобы нести в жизнь идеи органического производства. За 5 лет Национальный органический союз стал лидером органического движения, объединившим основных органических производителей в России, и стал представителем России в мировом органическом сообществе. Одна из главных целей НОС — содействие развитию органического сельского хозяйства и рынка органической сельхозпродукции в России, поддержка производителей, создание законодательной базы, регулирующей органическое земледелие и потребление.

«За эти годы была проделана огромная работа»

«Самое важное, чего мы достигли за 5 лет, — это то, что общество заговорило об органике. Еще 5 лет назад люди не понимали, о чем идет речь. Что за органика? Органическая химия? Удобрения? Теперь уже появилось понимание», — подчеркивает Сергей Бачин, председатель совета директоров ГК «АГРАНТА». За эти годы было принято 3 госстандарта, разработан законопроект об органическом производстве, который сейчас рассматривается в Госдуме.

Илья Калеткин, председатель совета директоров группы компаний «Аривера», замечает, что за это время многое изменилось: «У нас, возможно, было больше энтузиазма 5 лет назад, потому что кризис еще не накрыл экономику, рост спроса на органические продукты был тогда выше, чем в последующие годы. Но ситуация управляема: количество потребителей органики в России растет. Может быть, не такими темпами как хочется нам, но в этом играет роль отсутствие законодательства. Но проведена важная и большая работа по подготовке и принятию российского законодательства в сфере органического производства, в которой мы как члены НОС принимали активное участие». В какой-то момент, вспоминает Илья Калеткин, НОС не прирастал участниками, были споры о его работе. «Но в последнее время, когда исполнительным директором НОС стал Олег Мироненко, ситуация изменилась. Удалось привлечь в Союз мощных игроков российского органического рынка, в частности, пионера органики в России Штефана Дюрра, „HIPP Россия“ и других. Мы ожидаем с принятием закона об органике взрывной рост спроса на сертификацию продукции, появится больше компаний, занимающихся органическим земледелием. Мы ждем принятия новых членов в НОС», — отметил Илья Калеткин.

Штефан Дюрр, президент холдинга «ЭкоНива», вспоминает, что в девяностые годы его компания была первой в России, которая экспортировала органические продукты в Европейский союз. «Лет 5 назад мы вернулись к этой теме. Сначала я был настроен скептически. Но большая заслуга НОС, что получилось объединить разные течения в этой сфере. Мы вступили в союз год назад. Раньше каждый работал как хочет, а теперь при разных мнениях мы сумели объединиться».

В НОС входят и представители ритейла, в частности, компания «Азбука Вкуса» — первый ритейл в России, который поддержал органическое течение и начал развивать продажи органической продукции. «Мы озаботились торговлей органической продукцией 15 лет назад. Тогда еще никто ничего об этом не знал, — вспоминает Владимир Садовин, генеральный директор «Азбука вкуса». — Тогда у нас было 8 магазинов. Нужно было вести серьезную просветительскую работу среди покупателей, но размер компании не позволял это делать даже в масштабах города. Когда нас пригласили в НОС, мы приняли это приглашение, ведь это помогло бы в этой воспитательной работе с покупателем». Как отмечает Владимир Садовин, и тогда, и сейчас перед всеми представителями сферы органического производства и ритейла стоит задача борьбы с контрафактом. Фальсификация органической продукции влияет на то, что доверие к органике падает, поэтому крайне важна работа по просвещению потребителя.

«Это была красивая правильная идея, которую мы хотели воплотить. И она стала материализовываться. НОС стал признанной площадкой в данном вопросе, здесь проходят обсуждения, собираются компетентные мнения. НОС много участвует в законотворческой работе, за эти годы было большое количество версий закона, все эти версии мы обсуждали, вносили свои идеи, коррективы, это был трудоемкий и творческий процесс, — рассказывает Максим Качан, председатель совета директоров «АгроРост». — Союзу удалось объединить единомышленников, которые готовы, может быть, преодолев какое-то различие взглядов, действовать как единая сила в лоббистских усилиях, просветительской работе, популяризации темы органики. Олег Мироненко смог профессионально выстроить эту работу».

Ожидаемый закон об органике: плюсы и минусы

Как напомнил Олег Мироненко, исполнительный директор НОС (Национальный органический союз), в год основания Союза как раз появилась первая версия российского закона об органике. Сейчас законопроект рассматривается в Госдуме, ожидается, что он будет принят до конца 2018 года и вступит в силу с 1 января 2019 года. 

НОС принимал активное участие в подготовке закона. Мнения о качестве текста законопроекта, который сейчас рассматривается депутатами, разные. Например, Илья Калеткин полагает, что текст требует еще серьезной доработки: «Закон создавался долго, с трудом. И принимается непросто. Тот текст, который прошел первое чтение, сырой. То, с чем мы приходим ко второму чтению, вызывает тревогу. Объем нужных изменений слишком велик. Закон, как кажется, к сожалению, не особо важен для депутатского корпуса, о чем говорит их слишком поверхностное внимание к нему. Поэтому важна роль НОС, чтобы мы попытались помочь депутатам откорректировать текст. Сейчас Олег Мироненко много делает для этого, постоянно проходят встречи с руководством Комитета Госдумы по сельскому хозяйству. Мы готовим поправки, замечания к закону. И надеемся, что текст будет скорректирован. Потому что без правильно написанного закона систему создать вряд ли удастся. Придется работать с таким законом, который будет принят, а ведь он должен быть в интересах и производителей, и потребителей».

Сергей Бачин напомнил, что стандарт един, члены Союза ему соответствуют, а сейчас нужно гарантировать, чтобы тот, кто говорит, что работает по стандарту, действительно по нему работал. «Поэтому сертификация должна проходить под каким-то государственным контролем. Но по-настоящему честные, одухотворенные производители уже или присоединились к НОС, или внимательно наблюдают за его работой. Уже, кстати, есть значок „органика“ НОС, возможно, мы его будем развивать»

Сергей Бачин заметил, что, конечно, хотелось бы, чтобы эту отрасль поддерживал Минсельхоз, чтобы появились субсидии, но многие эти вопросы можно решить и иными способами. «Важность же закона скорее в том, что органическое земледелие с его принятием будет обладать такими же правами, как другие сферы производства. Это позволит всем нам подняться на другой уровень в этой области. И, конечно, закон поможет бороться с контрафактом. Откроются разные пути: или профессиональное сообщество сможет себя лучше защищать, или государство поддержит борьбу с контрафактом».

«Био», «эко» или «органик»?

Сейчас потребитель действительно не всегда понимает разницу между обозначениями «био», «эко», «органик» на упаковке товара. «Это может вызвать у потребителя определенную путаницу. Поэтому я говорю о сырости текста закона, в нем не защищены слова „био“ и „эко“, — говорит Илья Калеткин. — Есть поправка от депутатов, касающаяся этого, но вряд ли она будет принята, потому что есть колоссальное лобби от производителей продуктов, которые имеют это слово на этикетке. Но эта битва необходима. Эти слова действительно имеют отношение к органике, и считаю, что за эти слова — „био“, „эко“ и „органика“ — стоило бы побороться. Но это непростой процесс».

Сергей Бачин напомнил, что в Европе используют все три понятия, они взаимозаменяемы, в США «био» и «эко» тоже не защищены законодательно. «В англоязычных странах есть только один защищенный термин: „органик“. Думаю, это вопрос будущего. Сначала надо иметь закон, хоть что-то защищенное, а потом можно дискутировать о том, присоединять сюда термины „био“ и „эко“ или нет. Сейчас на полках стоит много продукции „био“ и „эко“, которая ничего общего не имеет с органикой. Это не контрафакт, просто эти производители научились ее делать. Это тоже мощное лобби, и как это будет дальше развиваться? Им придется отказаться от этой продукции? Или они будут бороться за нее?» Начинать войну, не договорившись сначала в сфере производителей, было бы не совсем корректно, убежден эксперт.

Всплеск фальсификата

Уже сейчас, в связи с ростом спроса на органику, появляется фальсификат. Сергей Бачин ожидает, что с принятием закона органическая продукция станет очень популярной. Когда резко возрастает популярность продукции, фиксируется и всплеск контрафакта. Так произошло и в Европе после принятия закона. Какого объема будет производство контрафакта в России, сейчас сказать сложно. 

«Наша задача в том, чтобы подделок на полке вообще не было, — отмечает директор сети «Азбука вкуса». — Мы готовы делать в своей лаборатории дабл-чеки. Любой продукт мы проверяем и сейчас, чтобы убедиться, что это не контрафакт. Это стало особенно актуально, когда было введено эмбарго: пришлось тщательно все контролировать, в магазины выплеснулось много подделок. Я не ожидаю такой же волны с органической продукцией, но мы умеем контролировать ситуацию. Если будет жесткий контроль со стороны государства, будет лучше».

«Покупатель сталкивается с поддельной продукцией не у нас, производителей, а на полке. Важно чтобы уважающие себя торговые сети относились к этому честно. И сертификация тоже должна быть честной, — напомнил Сергей Бачин. — Думаю, что ведущие сети, такие, как „Азбука вкуса“, к этому присоединятся». 

Сертификация специалистами

Илья Калеткин отмечает, что для России сейчас важно в принципе создать работающую систему, которая должна включать в себя сертификацию, защиту настоящих органических производителей от фальсификаторов. Тогда и доверие к российской органике у потребителей вырастет многократно. И тогда уже можно будет говорить, что в Европе, например, признают нашу систему в целом, а не просто наши стандарты. Они будут знать, что контрафакт не пройдет. «Это основное, — считает директор группы компаний «Аривера». — Так постепенно органика превратится из нишевого продукта в тренд».

Задачи на будущее

На вопрос журналистов о том, стали бы представители органического рынка заниматься той же сферой бизнеса, если бы они вернулись к истоку, участники дискуссии ответили положительно. «С теми деньгами, которые были тогда, это было эффективно. Безусловно, да», — сказал Илья Калеткин. «Мы и сейчас продолжаем развивать сектор органики, не выходим из этого бизнеса, — поддержал Максим Качан. — А еще это красивая и работоспособная идея. И это инновационные технологии, за этим будущее, хотя в силу ряда причин у нас это будущее наступает крайне медленно».

Участники конференции высказались о задачах сектора на ближайшее будущее. «Благодаря пятилетней работе НОС сформировалась позиция, что органика двигается по четкому законодательному пути. И именно органика двигает закон, — считает Сергей Бачин. — НОС справился со своими задачами по развитию органического производства в России». Самыми важными задачами на будущее председатель совета директоров ГК «АГРАНТА» считает продолжение информационной и образовательной деятельности Союза. «Нужно доносить до потребителей смысл органического производства. И вторая важная наша задача — борьба с контрафактом, — говорит Сергей Бачин. — Сейчас уже приходится с этим бороться. Пока контрафакта не так много, но лишь потому, что органика не совсем выделилась из „эко“ и „био“ направлений. Но, как только закон будет принят, я ожидаю примерно через год резкий всплеск контрафакта. И задача госорганов в том числе в том, чтобы была создана и правильно работала система борьбы с фальсификатом. И тогда еще через 5 лет мы на такой же конференции скажем, что и с этими задачами мы справились».

Владимир Садовин напомнил, что 4 года назад эмбарго дало толчок к импортозамещению и развитию сельского хозяйства. «Но в основном все бросились в наращивание объемов. А потом уже кто-то задумался об органике. Мы готовы довести объемы органики на полке до 10 процентов и даже как-то модифицировать залы. Я вижу потенциал. Думаем, выстраивание доверия к этому сектору увеличит продукцию на наших полках в разы, но это долгая постепенная работа».

Российскому органическому рынку важно выходить на мировой уровень. В этом направлении идет и взаимодействие с Российским экспортным центром: как напомнил Олег Мироненко, у НОС заключен договор с РЭЦ. В частности, в этом году на 29-ю международную выставку BIOFACH 2018 отправились 9 органических компаний России, и каждая компания получила от РЭЦ субсидию до 80 процентов на участие в выставке: «Мы включены в список обязательных выставок. Уже есть список участников на BIOFACH 2019, и они тоже получат субсидию. Недавно была выставка в Пекине, где впервые были российские участники: компания „Сиббиопродукт“».

Чтобы поставлять продукцию на экспорт, нужно добиться эквивалентности стандартов. Исполнительный директор НОС напомнил, что на ближайшие 2-3 года поставлена задача привести наши стандарты к полному соответствию с зарубежными. Потом начнется взаимное признание, что даст ход российской органической продукции на зарубежный рынок.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах