Дмитрий Леус, Председатель Совета директоров ОАО Банк «Западный»:
– Закон «О потребительском кредитовании», который уже прошел первое чтение в Госдуме, делает услуги коммерческих банков для населения более удобными. В связи с этим ожидается значительный рост числа выданных потребительских займов. Поэтому особую актуальность приобретает процесс повышения финансовой грамотности населения. Каким банкам можно доверять? Ответ на этот вопрос поможет миллионам заемщикам и вкладчикам определиться – остаться ли клиентом своего банка, либо сменить кредитную организацию.
Первое, на что я бы хотел обратить ваше внимание, – это доступность услуг. Не секрет, что большинство банков предпочитают работать лишь в городах-миллионниках. И жителям малых городов приходится тратить много времени на то, чтобы доехать до офиса банка в крупном городе. Мы решили устранить данную несправедливость.
В прошлом году запустили пилотный проект по созданию «легких» офисов в малых городах России. Стоит отметить, что количество выданных ими кредитов уже превысило аналогичный показатель в отдельных «тяжелых» офисах в средних и крупных городах. В целом 2012 год стал настоящим прорывом для банка (розничный кредитный портфель был увеличен в 2,5 раза).
На сегодняшний день у банка – 45 отделений (9 в Москве и Московской области, а также 36 отделений в регионах России). Только за прошедшие полгода было открыто 22 региональное подразделение. Это своеобразный рекорд! С точки зрения экономического развития это новые ресурсные мощности для увеличения объема бизнеса банка. Если же говорить о социальной составляющей, то это новые рабочие места в регионах и стабильная работа для персонала.
Мы уже начали работу не только в малых городах, но и в районах с населением свыше 50 тыс. человек. Например, у нас уже есть кредитно-кассовый офис в г. Грязи Липецкой обл. Там 46 тыс. населения ведут городской образ жизни, плюс еще 73 тыс. живут в поселках городского типа. И было бы несправедливо оставить их без возможности сделать банковский вклад или получить кредит на приобретение необходимых товаров и услуг.
Отдельно хочу обратить внимание на высокую финансовую дисциплину заемщиков в небольших городах. Положительная кредитная история позволяет им получать повторные кредиты уже на льготных условиях.
Один из продуктов, который до недавнего времени был недоступен в малых городах – кредиты для пенсионеров. Как только мы стали работать с людьми старшего возраста, то сразу для себя отметили, что они очень ответственны – практически не допускают просрочек по платежам. Поэтому для них мы готовы разрабатывать новые банковские продукты на наиболее приемлемых для них условиях.
Мы очень внимательно относимся к тому, чтобы люди не теряли времени в очередях. Для этого регулируем саму возможность появления очередей в наших отделениях. Активно устанавливаем в офисах сети терминалы самообслуживания, чтобы платежи по кредитам можно было вносить не только через кассу.
Население доверяет банкам одну из своих ценностей – заработанные средства. И очень важно, чтобы процесс обслуживания банковских операций проходил с помощью внимательного профессионального персонала. Для этого мы пригласили на работу опытных и компетентных управляющих областных офисов, актуализированы стандарты обслуживания. А для сотрудников ввели систему мотивации – чтобы люди, приходя к нам, чувствовали себя уверенно.
К слову, наши клиенты первыми оценили плюсы реорганизации бэк-офиса. В Воронеже создан и эффективно действует центр сопровождения клиентских операций, который объединяет контактный центр, кредитно-аналитический центр, IT-подразделение, операционное управление. Почему я обратил на это внимание? Дело в том, что объединение всех стадий обслуживания клиентов позволило сделать этот процесс более эффективным.
Даже те, у кого нет финансового образования, понимают: устойчивый банк – это тот, кто работает не только за счет привлеченных от населения средств, но имеет и собственный капитал. И здесь обращу внимание на то, что в марте этого года уставный капитал банка «Западный» был увеличен почти на миллиард – на 971 млн. рублей.
Кстати, в связи с ростом числа заемщиков было решено расширить филиальную сеть нашего банка. Поэтому Совет директоров принял решение о вынесении на собрание акционеров вопроса о размещении допэмиссии 2,5 млрд. обыкновенных акций номиналом 1 руб. Цена размещения – 1 рубль. Бумаги планируется разместить по открытой подписке с обращением на Московской бирже. Любой желающий может приобрести эти акции и стать совладельцем банка. Ожидается, что в результате привлечения 2,5 млрд. рублей капитал организации вырастет на 127%. При этом собственные средства (капитал) составит 5,5 млрд. руб.
Важно: деятельность нашего банка настолько прозрачна и понятна, что за последний год владельцами акций стали топ-менеджеры и руководители региональных центров банка. (Кстати, помимо существующих акционеров у «Западного» появятся новые институциональные инвесторы, договоренности с которыми уже достигнуты).
Для тех, кто интересуется нашими планами по развитию, сообщу, что на ближайшие два года перед правлением банка стоит задача обеспечить доходность капитала на уровне 35-40%. С этой целью у топ-менеджмента банка есть дорожная карта развития бизнеса. Готовится к утверждению скорректированная стратегия.
Ну, и последнее, на что я хотел бы обратить внимание – это ответ на вопрос, который все чаще задают нам наши клиенты: что является наиболее привлекательным для инвестора?
Отвечу так: бизнес банка обладает высокой транспарентностью. Рост объема бизнеса, как говорится, налицо. Каждый месяц нашими клиентами становятся более десяти тысяч человек. Это частные лица, индивидуальные предприниматели, представители малого и среднего бизнеса. С увеличением точек продаж в регионах России мы выходим на удвоение клиентской базы. Наблюдается удлинение срока работы клиента с банком, растет количество продуктов на одного клиента. Отмечается рост производительности труда. Увеличивается с каждым кварталом доля непроцентного дохода в операционной прибыли. Это как раз те факторы, которые дают основания уверенно жить сегодня и оптимистично смотреть в будущее.