Олег Пантелеев, исполнительный директор агентства «АвиаПорт»
Эта неприятность поставила бы крест на весьма амбициозном проекте современной России - выводе на мировой рынок среднемагистрального авиалайнера «Суперджет-100». Но не спешите хоронить новый самолёт - он ещё полетает.
Действительно, сегодня ГСС накопили большую задолженность - 2,1 млрд долл. Но банкротство компании вряд ли угрожает. Как показывает отечественная практика, большая часть поставок самолётов и финансовых расчётов за них приходится на последний квартал года. Сейчас для ГСС знаковый контракт - поставки для мексиканской авиакомпании «Интерджет». Первый самолёт туда уже прибыл, вскоре ожидаются второй и третий. На этот опыт эксплуатации «Суперджета» будут внимательно смотреть многие потенциальные заказчики в Европе, Африке, Латинской Америке и Юго-Восточной Азии.
Неплохие перспективы и у других наших самолётов - российских Ту-204, Ту-214 и совместного с Украиной Ан-148. Они востребованы в основном госзаказчиками - Минобороны, ФСБ, МВД, правительственным авиаотрядом... Речь идёт о десятках машин, и это впервые за много лет позволит отечественному авиапрому выйти на ритмичное производство. А там, глядишь, и заказы от частных авиакомпаний подтянутся.
Есть в стране и ещё один перспективный проект - создание магистрального самолёта XXI века МС-21. Этот 180-местный лайнер рассчитан на дальность до 5 тыс. км. Разработчик - а это входящее в корпорацию «Иркут» ОКБ им. Яковлева - получил солидное бюджетное финансирование и карт-бланш на создание действительно прорывного самолёта.
Предполагается, что в следующем десятилетии МС-21 будет превосходить всех конкурентов по экономической эффективности на 2-3%. Вроде бы немного, но при выборе того или иного самолёта авиаперевозчиками это очень важный фактор! Бюджету РФ эта программа обойдётся недёшево - в 70 млрд руб. Но восстановление позиций России на мировом рынке самолётов гражданской авиации того стоит.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции