Последнее время финансовые страсти кипели на Кипре, а одна из главных виновниц экономического кризиса в еврозоне – Греция – оставалась в стороне. Сегодня это государство снова у всех на устах – страна увольняет 15 тысяч чиновников в рамках борьбы с кризисом.
Накануне греческий парламент принял законопроект, согласно которому до конца 2014 года 15 тысяч чиновников будут отправлены в отставку. 168 депутатов поддержали документ, при этом 123 политика выступили против, а один человек воздержался. Греки, порядком уставшие от мер жесткой экономии, проводимых властями, не забыли о любви к акциям протеста: в день голосования по законопроекту к зданию парламента пришли около 800 митингующих. Представители профсоюзов бьют тревогу – такие меры приведут к росту безработицы, которая сейчас на пиковом уровне.
Уменьшение количества госслужащих является одним из основных условий международных кредиторов (ЕЦБ, МВФ и ЕС), готовых выделить Афинам новый пакет финансовой помощи в размере 8,8 млрд евро. Законопроект, одобренный парламентом, ускоряет процедуру увольнения госслужащих, а также вводит конкурс на ряд профессий. Ранее греческим чиновникам гарантировалась пожизненная занятость, а процедура устройства на госслужбу была непрозрачной.
Палка о двух концах
Греция выполнила одно из требований международных кредиторов, однако этот шаг – крохотный. Чтобы преодолеть финансовые трудности, Афинам предстоит еще не один год бороться с кризисом. Впрочем, сегодня эксперты оптимистичны и пока не ожидают дефолта Греции и краха еврозоны. Ведь судьба единой европейской валюты во многом зависит от ситуации в южных странах еврозоны, экономическая обстановка в которых еще далека до стабилизации.
С точки зрения спасения экономики, Афины пошли на неплохой шаг – всегда надо сокращать управленческий персонал, но с точки зрения социальных проблем, они создают себе новые трудности, считает генеральный директор Международного Союза экономистов Виктор Красильников. Однако правительству придется разрабатывать целый ряд мер, чтобы занять потерявших работу чиновников. В противном случае это будет огромная социальная проблема, рассуждает экономист. По его словам, вопрос безработицы является одной из ключевых проблем человечества, особенно устрашающих размеров она достигла в еврозоне, и в частности в Испании, где безработными числятся 65% молодежи. Если Греция не сможет придумать, что сделать с освобожденными от должностей чиновниками, ничего хорошего из этого не выйдет, объясняет Красильников.
Экономисты не раз предупреждали об опасности мер бюджетного сжатия. С одной стороны, есть требования кредиторов ужесточать бюджетную политику, прибегать к увольнениям, сокращать расходы, что позволяет правительству получать дополнительную финансовую помощь. С другой стороны, подобные действия приводят к тому, что спрос в государстве растет медленнее, следовательно, ему сложнее выйти из экономического кризиса, подчеркивает Наталья Орлова, экономический аналитик «Альфа-банка». «Нужно понимать, что в условиях такого глобального кризиса сокращение госсектора не несет однозначного плюса, потому что источников роста не так уж и много», – пояснила эксперт АиФ.ru.
Страны ЕС зашли слишком далеко
Переломный момент для экономики Греции наступил в 2010 году, когда страна оказалась на пороге дефолта. В общей сложности тройка международных кредиторов предоставила Афинам кредиты в размере 240 млрд евро, однако, государству пришлось пойти на популярные меры экономии, спровоцировавшие акции протеста среди населения.
По мнению председателя Европарламента Мартина Шульца, власти не только Греции, но и других стран Евросоюза перегибают палку с введением мер жесткой экономии. «Что касается национального уровня, в политике жесткой экономии мы зашли слишком далеко. Очевидно, что аргумент, согласно которому с сокращением государственных расходов доверие инвесторов возвращается, является неверным», – заявил политик в интервью бельгийской газете L'Echo. Шульц отметил, что состояние Евросоюза «плачевно», а население перестало понимать механизмы его функционирования – европейцы видят неэффективность ЕС, отсутствие в прозрачности решений, и все это под навязывание кредиторами своих условий.