О «хороших манерах» владельцев крупного бизнеса мы разговариваем с главой компании «ЛУКОЙЛ» Вагитом Алекперовым, который ещё 20 лет назад создал один из первых корпоративных благотворительных фондов.
Только прибыль?
«АиФ»: - Вагит Юсуфович, государство сейчас само поощряет благотворительность - пытается переложить на бизнес больше ответственности за социалку?
Читайте также: | |
---|---|
Шувалов: Налоги в России не будут повышаться до 2018 года |
В.А.: - Главная обязанность бизнеса перед государством - честно платить налоги. Однако, на мой взгляд, если у предпринимателей есть возможность помогать государству, это нужно делать. Это касается и обычных благотворительных проектов, и корпоративной социальной ответственности, и инвестирования в строительство объектов социальной значимости. Мои коллеги и я ещё со времён освоения первых нефтяных месторождений Западной Сибири просто привыкли, что в городах нефтяников надо заниматься и обустройством соцсферы. Но пришло время, когда вообще бизнес должен заботиться не только об увеличении прибыли. Конечно, для того чтобы из этакого пугливого и всеядного животного бизнес вырос в дородную корову, которую общество может доить, нужна помощь государства, прежде всего в виде законодательства, благоприятствующего развитию предпринимательства. В свою очередь, социальная ответственность бизнеса - это как раз создание условий, чтобы огромное количество людей, а не только сотрудников, получали хорошую заработную плату и жили достойно.
«АиФ»: - Что такое корпоративная социальная ответственность?
В.А.: - Это, конечно, не только соблюдение Трудового кодекса. Например, в нашей компании существует отдельное направление - дистанционная «система развития персонала». Ежегодно более 60 тыс. человек проходят обучение по программам повышения квалификации, доступно 106 различных курсов. Мы активно сотрудничаем с вузами. Например, в РГУ нефти и газа имени И. М. Губкина обучаем кадровый резерв. В наших же интересах, чтобы в компании работали высококвалифицированные сотрудники.
«АиФ»: - Вы, кроме прочего, были ещё и первым, кто начал заниматься развитием социального предпринимательства в России, когда у нас в стране об этом ещё никто не слышал. В чём был смысл этого начинания, кто такие социальные предприниматели?
В.А.: - В Европе и Америке предприятия социальных предпринимателей вносят неоценимый вклад в развитие экономики. Однако социальное предпринимательство - это ещё и решение социальных проблем в обществе. Это может быть и оказание качественных медицинских услуг, обучение, трудоустройство и адаптация в обществе социально незащищённых слоёв населения, оказание услуг в области дошкольного развития и образования, защита экологии и пропаганда здорового образа жизни...
Несколько лет назад я создал фонд «Наше будущее», чтобы и в России люди узнали о принципах социального предпринимательства. Фонд проводит всероссийский конкурс таких проектов. Критерии - наличие социальной составляющей, новация в решении социальной проблемы, финансовая устойчивость и самоокупаемость, потенциал к тиражированию.
«АиФ»: - В чём заключается ваша помощь?
В.А.: - Победители конкурса получают финансирование в виде беспроцентного займа, максимальная сумма сегодня - 10 млн руб. За 5 лет работы фондом поддержаны и реализуются более 70 проектов социальных предпринимателей. Например, в Москве открылась парикмахерская, где работают инвалиды по слуху, - первая парикмахерская такого рода. В Астрахани - первый в городе бассейн для детей, в том числе с ограниченными возможностями и из многодетных и малоимущих семей, которым предоставляются льготы. В Рыбинске это мастерская, где работают многодетные и одинокие матери, которые делают игрушки из войлока. В Коломне мы поддержали уникальный проект «Музейная фабрика пастилы». Это, кстати, единственная фабрика, где производят пастилу по рецептам XVIII века... Уже сейчас многие понимают, что социальное предпринимательство - это не только форма бизнеса, но, можно сказать, и философия жизни.
Компания «ЛУКОЙЛ» и фонд «Наше будущее», но уже совместно с администрациями шести городов России реализуют сейчас проект и по строительству уникальных современных детских садов. Каждый позволит около 240 малышам получить дошкольное образование. Дошкольных учреждений не хватает, особенно это заметно в регионах.
Выгодно всем
«АиФ»: - Считается, что в России главное препятствие для любого бизнеса - неповоротливая бюрократическая машина, способная свести на нет даже самую красивую идею.
В.А.: - У нас есть соглашения о сотрудничестве с администрациями ряда регионов - проблем при реализации социально значимых проектов ни разу не было. Это ведь выгодно всем сторонам. Тем временем недавно получил одобрение правительства законопроект о государственно-частном партнёрстве, разработанный Минэкономразвития. Надеюсь, этой весной он будет принят. Это очень важно: целенаправленная подготовка квалифицированных специалистов для органов власти и местного самоуправления, коммерческих организаций, способных эффективно применять механизмы государственно-частного партнёрства при развитии общественной инфраструктуры. Насчёт социального предпринимательства сейчас разрабатывается отдельный законопроект, фонд участвует в обсуждении.
«АиФ»: - Насколько поддержка подобных проектов становится привычной уже хотя бы для крупных российских компаний?
В.А.: - За последнее время появилось множество организаций, которые поддерживают такие инициативы. Многие из них - партнёры нашего фонда. Например, Агентство стратегических инициатив, которое поддержало несколько значимых проектов «Нашего будущего». Мы помогаем друг другу, чтобы достичь большего эффекта. Уверен, что со временем всё больше представителей бизнеса увидят необходимость инвестировать в социальный сектор, в социальное предпринимательство.