«Не верите? Тогда загляните на любой рынок стройматериалов - там их полно!» - уверены авторы послания.
«Армия» окопалась?
Мы объехали несколько крупных ярмарок, расположенных на МКАД. Действительно, почти все встреченные торговцы, начиная от павильонов с продуктами и заканчивая магазинами стройматериалов и автозапчастей, оказались приезжими из азиатских республик бывшего Союза. Покупателям они представлялись лёхами и борисами, но друг к другу обращались ашотами и каюмами. После обещания приобрести оптом в зависимости от ситуации много тушёнки, летней резины или кирпичей наши новые «деловые партнёры» начинали рассказывать о себе.
Чаще всего их жизнь в России складывалась по одинаковому сценарию. Старший товарищ или родственник, уехавший из кишлака или аула несколько лет назад, возвратился в родные пенаты баем: в дорогом спортивном костюме, с крутой мобилой и рассказами о прелестях жизни в электрическом раю заграничного мегаполиса. И завистливая молодёжь сама напрашивалась с ним покорять чужую столицу.
Прибыв на место, гости сталкивались с горькой и холодной действительностью, заключавшейся в необходимости жить и трудиться, не выходя с территории рынка, причём непосредственно в контейнерах, где выставляется или хранится товар. Ещё одно место постоянного обитания нелегалов - стройки. Практически на любом объекте живут во времянках приезжие строители. Если повезёт - один душ на всех, если нет - мыться приходится в общественных банях. Заглянув в вагончик на стройке в районе Красногорска, мы обнаружили… мини-спортзал с боксёрской грушей, «железом» и плакатами с бойцами различных единоборств. Оставшиеся от строительства силы ребята тратят, подрабатывая братками? Строят в московском регионе сегодня весьма активно, поэтому и тут наберётся немалое количество приезжих. Прибавим к этому несметное число мигрантов, работающих в частном секторе, структурах ЖКХ и на подпольных производствах, и получим миллионную армию молодых, здоровых и часто недружелюбно настроенных людей. Кстати, по данным независимых экспертов, в столичном регионе сейчас находятся от 5 до 7 млн нелегалов.
Параллельные миры
Почему же ни правоохранители, ни чиновники, ни администрация рынков и строек, которым, без сомнения, прекрасно известно, где живут и работают нелегальные мигранты, ничего не предпринимают? «Зачем резать курицу, несущую золотые яйца? - удивляется нашему вопросу Вячеслав Поставнин, экс-замдиректора Федеральной миграционной службы России, глава фонда «Миграция XXI век». - А в среде приезжих идёт постоянный процесс самоорганизации. Рынки уже превратились в самодостаточные населённые пункты с магазинами, кафе, парикмахерскими, медкабинетами, пунктами международной связи, охраной, полицией и всеми остальными необходимыми услугами. Такая жизнь идёт своим чередом по собственным законам независимо от нас. Фактически это параллельный мир, первым вариантом которого был знаменитый Черкизон.
После того как этого монстра удалось раздавить, его потомки расползлись по всему московскому региону. И полиция, на чьей территории они расположились, теперь ревностно охраняет эти приносящие прибыль объекты. Правоохранители даже предупреждают о предстоящих проверках, а если проводится внеплановый рейд - засекают его участников заранее и бьют тревогу. В итоге удаётся поймать для галочки несколько десятков нелегалов из огромной массы и отрапортовать. Причём подставляются, как правило, те, у кого есть документы, и ничего, кроме штрафа, им не грозит. Такую картину можно наблюдать на Мытищинской, Люберецкой и прочих ярмарках, на рынках в Строгине, на знаменитой «Птичке» (сейчас «Садовод»). Подобная ситуация наблюдается и на «рабском рынке» (где торгуют не товарами, а трудовыми ресурсами), который находится в начале Ярославского шоссе. Приезжие есть в любом населённом пункте области, включая мелкие посёлки. Во многих местах они организовали молельные комнаты и дома, куда приходят за советами и указаниями».
По мнению В. Поставнина, мигранты уже надёжно встроены в нашу экономику, в том числе с помощью коррупционных механизмов. Подкупив исполнительную власть районных уровней, приезжие получили возможность оказывать на неё давление. А участковый, берущий на лапу, не только хочет денег, но и боится, что о его тёмных делишках станет известно. При желании его можно шантажировать и контролировать. И если затягивать принятие решения на самом высоком уровне (например, и дальше откладывать введение визового режима с Таджикистаном и Узбекистаном), нелегалов станет ещё больше. Хотя, кажется, больше некуда...