Российский рынок изучения иностранных языков крайне разнообразен: предложений на сегодняшний день столько, что выбрать подходящие курсы – настоящая проблема. Подбирая подходящий вам вариант и «правильную» школу иностранных языков, необходимо обратить внимание на ряд факторов.
Для многих важным критерием при выборе школы иностранного языка является стоимость обучения. Это понятно: каждый выбирает исходя из своих финансовых возможностей. Вот только высокая цена не гарантирует столь же высокого качества полученных знаний, а овладеть разговорным английским можно и на бюджетных курсах. Главный вопрос в том, как не прогадать, заплатив или сэкономив слишком большую сумму?
«Внимание клиентов всегда привлекает очень низкая или, наоборот, высокая цена, – рассказывает ведущий методист, заместитель директора по обучению центра иностранных языков «YES» Алла Гуреева. – Но любой дешевый продукт в принципе не может быть качественным, так как он производится на некачественном оборудовании (в плохо оборудованном помещении) низко квалифицированными работниками и, в большинстве случаев, незарегистрированными организациями и частными предпринимателями. Отсюда и все риски, которые могут быть: это и вред здоровью из-за несоответствия нормам СанПина, и низкая эффективность обучения, и безвозвратно потраченные время и деньги, и риск, что обучение в принципе будет проходить, а не прекратится в один день».
Качественное обучение не может стоить дешево, так как школе необходимо обеспечить и дорогое техническое оборудование, и современные учебные материалы и пособия. Более того, одно из обязательных слагаемых успеха студентов – это постоянные тренинги повышения квалификации преподавателей, что также заложено в стоимость обучения. Но при этом цена курса не должна отличаться в разы от средних расценок на рынке.
«К сожалению, очень высокая цена – чаще всего рекламный ход для привлечения клиентов (раз очень дорого, значит очень хорошо), но не гарантия такого же высокого качества продукта. Цена, так же, как и продукт, должна быть конкурентоспособной на рынке», – подчеркивает Алла Гуреева.
Итак, на что нужно обращать внимание, чтобы получить качественное обучение?
«Основные критерии выбора языковой школы должны быть критериями качества, – говорит Алла Гуреева. – Важно знать историю компании и верно оценивать ее надежность, хорошо бы ознакомиться с отзывами и рекомендациями. И, конечно же, квалифицированные преподаватели, эффективные методики коммуникативного обучения и успешные выпускники тоже должны приниматься во внимание».
Один из первых моментов – это наличие лицензии на образовательную деятельность. Согласно российскому законодательству, это является обязательным условием для организаций, оказывающих образовательные услуги. Наличие лицензии подтверждает, что образовательные услуги, которые оказывает школа, соответствуют всем установленным нормам и требованиям, и служит определенным гарантом, что школа не прекратит свое существование в один день.
Важную роль в выборе играет история компании и наличие успешных учеников. Если школа только открылась, то судить об уровне и качестве преподавания сложно, так как нет подтверждения успехов и собственного ценного опыта. «Лучше выбирать школы, проверенные временем и достаточно известные на рынке образовательных услуг», – советует эксперт.
Нередко, чтобы получить максимум прибыли, школы формируют группы, набирая туда максимум человек (сколько может вместить аудитория). При этом уровень знаний у них может сильно отличаться. Например, если большинство в группе знают язык на начальном уровне, то преподаватель, вероятнее всего, будет ориентироваться на них. Для тех, кто владеет языком на уровень выше, занятия окажутся неэффективными. Лучше всего, как отмечает Алла Гуреева, когда в школе достаточно групп разного уровня для разных возрастных категорий, есть выбор программ и курсов, например, общеразговорный, специализированный, академический или бизнес-курс. «Только в этом случае можно подобрать группу для эффективного обучения в соответствии с имеющимися у студента знаниями и целями обучения», – говорит она.
Самой эффективной считается форма коммуникативного обучения, которое дает возможность научиться общаться на иностранном языке. Только в группе у студентов есть возможность общаться не только с преподавателем, но и с другими участниками процесса обучения, преодолевая языковой и психологический барьер. Но группы должны не только соответствовать уровню знаний студента, но и быть оптимальными по количеству обучаемых. Да, если говорить с точки зрения общения, то чем больше группа, тем интереснее. Психологи, в свою очередь, утверждают, что даже самый опытный преподаватель может удержать в поле зрения одновременно не более 14 человек, обеспечивая индивидуальный подход и эффективность обучения для каждого студента. Поэтому оптимальным количеством студентов в группе считается 6-10 человек.
И, конечно же, решающую роль в качестве обучения играют преподаватели и их квалификация, а также программа, которую школа выбирает для обучения студентов.
«Научить иностранному языку может только преподаватель, владеющий методиками обучения иностранным языкам, – рассказывает Алла Гуреева. – И это не профессор-лингвист, или суперпрофессиональный переводчик-синхронист, и не просто носитель языка. Наличие диплома или методического сертификата – обязательное, но не единственное подтверждение профессионализма».
Так, настоящий профессионал видит свои успехи в успехах учеников и помогает каждому раскрыть и реализовать свой потенциал. Он изначально подстраивается к уровню знаний студентов, считая это фундаментом, на котором затем строится прочное здание. Постепенно поднимаясь по ступеням к главной цели, студенты центра иностранных языков «Уеs» без всяких барьеров и доминирования преподавателя чувствуют себя успешными уже с первого занятия. Еще одно важное качество – стремление к новым знаниям, постоянный профессиональный рост, повышение квалификации. Желание же с первых минут общения поразить студентов своими знаниями и лингвистическими способностями, чтобы те «почувствовали разницу», – одна из грубейших ошибок преподавателя.
«Главное правило профессионала: нет неспособных студентов, есть неспособные преподаватели», – резюмирует Алла Гуреева.