Глупость и корысть
«АиФ»: - Оксана Генриховна, много лет власти пытаются решить одни и те же проблемы: привлечь инвестиции, уйти от сырьевой зависимости, победить коррупцию. Почему не получается?
О.Д.: - Начиная с 2000 г. для России складывается благоприятная экономическая конъюнктура. Даже несмотря на кризис, цена на нефть за прошедшие годы выросла в 10 раз! В арабских странах за счёт этого люди пересели с верблюдов на «мерседесы», Норвегия из страны с задворок Европы превратилась в державу с самым высоким уровнем жизни. А в России большинство экономических показателей, таких как объём промышленного производства, сельхозпроизводства, грузооборот, скатилось ниже уровня 1990 г.
Одна из причин такого регресса в том, что получаемые от продажи сырья огромные деньги не использовались на благо страны, а в том или ином виде были вложены в чужие экономики. Мы либо пополняли Стабфонд (сейчас Резервный фонд и Фонд национального благосостояния), либо с опережением погашали внешний госдолг. Оба занятия бессмысленны. Внешний госдолг мы снизили на 64 млрд долл., а внешний частный долг, куда входит долг компаний с госучастием, увеличился на 450 млрд долл. Более того, с 2007 г. на 4 трлн руб. вырос внутренний госдолг (заимствования на внутреннем рынке. - Ред.). При этом замечу, что занимаем мы под 7-8% годовых, а свои деньги отдаём за рубеж под 0,7-1,8%. В результате сегодня расходы на обслуживание долга в 10 раз больше доходов, которые мы получаем от размещения средств нашего резерва.
В эту систему финансовых круговоротов удачно встроены банки. Государство занимает деньги с финансового рынка, а потом нам объявляют: у банков нет ликвидности, и из бюджета туда вкачиваются деньги. А теперь подумайте: есть ли у банков интерес кредитовать реальный сектор, если они и так зарабатывают огромные проценты на этом кругообороте денег?! Точно так же по кругу гоняются пенсионные накопления. Пенсионный фонд отдаёт их в ВЭБ, тот покупает на них государственные ценные бумаги, то есть деньги идут в бюджет, а оттуда опять поступают в ПФР на покрытие его дефицита.
«АиФ»: - Этот круговорот денег кому-то выгоден или это просто глупость, непродуманные решения?
Читайте также: | |
---|---|
Коррупция в России: методы борьбы и наказания. Онлайн |
О.Д.: - Это и глупость, и корысть. Понятно, что где-то в этом «деньгопроводе» есть краник, у которого сидят определённые люди и за счёт разницы в процентах «сливают» себе миллионы рублей.
Надо срочно рубить эти цепочки. Уже с этого года направлять нефтяные деньги напрямую в бюджет. Это поможет увеличить финансирование соцсферы и приостановить коммерциализацию образования и здравоохранения, а накопленные запасы использовать на погашение госдолга, налоговые льготы, инфраструктурные проекты.
«АиФ»: - А эффективны ли эти госинвестиции? Ведь какой крупный проект ни возьми, везде скандалы и миллиардные хищения...
О.Д.: - Хищения - это только часть проблемы. Когда деньги даются под конкретную проектно-сметную документацию и конкретный объект - дороги, мосты, трубы, есть возможность хотя бы отследить, на каком этапе их увели, и даже, возможно, вернуть. Можно посмотреть: вот здесь некачественный бетон купили, здесь стоимость работ завысили. Однако, начиная с кризиса, больше половины инвестиций - это вклад государства в уставной капитал открытых акционерных обществ. И вот здесь утечки могут быть вообще 100-процентные.
Тарифы и зарплаты
«АиФ»: - Почему за бюджетными средствами так плохо следят?
Читайте также: | |
---|---|
Касьянов: коррупция стала способом управления |
О.Д.: - У нас нижайший уровень госуправления. Государство даже своей собственностью не управляет. Возьмите, к примеру, энергетические компании. Во многих из них у государства контрольный пакет акций, но реальная и безграничная власть у топ-менеджеров. Причём этим товарищам сильно повезло: они ведут свой бизнес без всякого предпринимательского риска, ведь чаще всего это компании-монополисты, да ещё и используют всю мощь госмашины, чтобы навязать цены. Производительность труда в этих компаниях очень низкая. Электроэнергии мы производим столько же, сколько в конце 80-х годов, а вот численность занятых в отрасли выросла в 1,8 раза! Понятно, что увеличилось число управленцев, а не электриков. Они получают зарплаты по 5 млн долл., а рассчитывается за всё это население, оплачивая ежегодно растущие тарифы.
«АиФ»: - Как закрыть эту кормушку?
О.Д.: - Надо принять закон об управлении государством пакетами в акционерных обществах. Ввести управление как в ГУПах - с чёткой регламентацией издержек, ограничениями по численности и оплате труда. Да, число миллионеров у нас расти перестанет. Да, дети, сватья высших чиновников, рассевшиеся в банках и энергетических компаниях, начнут получать зарплату, близкую к зарплате госслужащих. Но, сократив их фантастические доходы, мы сможем заморозить тарифы и снизить инфляцию, так как рост тарифов естественных монополий - это основная причина её увеличения.
«АиФ»: - Есть предчувствие, что этот нужный закон, как и многие другие не менее нужные, зависнет в коридорах Госдумы...
О.Д.: - Наш законопроект по введению прогрессивной шкалы подоходного налога был 9 месяцев на рассмотрении правительства, потом полтора года мариновался в Госдуме, в итоге отклонён. На другой законопроект о налоге на роскошь правительство дало отрицательное заключение под тем предлогом, что собирается встраивать этот налог в налог на недвижимость. А теперь почувствуйте разницу. Мы предлагали обложить налогом только дорогую недвижимость, стоимостью свыше 30 млн руб. А правительство предлагает ввести одинаковый налог для всех россиян - владельцев недвижимости, а повышенную ставку сделать только для тех, кто владеет домами стоимостью свыше 300 млн руб. При таком подходе жители роскошных особняков будут платить по той же ставке, что и бабушка из двухкомнатной хрущёвки.
К сожалению, интересы большинства россиян сегодня зачастую приносятся в жертву очень малочисленной (менее одного процента населения), но влиятельной группе людей. Стоит посмотреть декларации членов правительства или некоторых депутатов, и сразу становится понятно, почему тормозятся нужные законы.