Премьер-министр Дмитрий Медведев подписал постановление, которое наделило Минкультуры функциями контроля над туроператорами. Минкультуры курирует туристическую отрасль с мая 2012 года, так как Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) находится в подчинении Минкультуры. Однако согласно положению Ростуризм занимается оказанием госуслуг, управлением государственным имуществом. А вот контроль в полномочия Ростуризма не входит. Поэтому до сих пор «надзором в сфере туризма» занимался Роспотребнадзор и только с позиции защиты прав потребителей.
Цель без средств
Подписанный документ мало что изменит в существующей схеме контроля за туристической отраслью. Постановление не запрещает Роспотребнадзору вести надзор деятельностью операторов, сообщает начальник правового управления Ростуризма Изо Арахамия. Поэтому Роспотребнадзор продолжит работу по жалобам путешественников. Ростуризм продолжит вести реестр туроператоров. Министерство культуры будет осуществлять «надзор за деятельностью туроператоров», как говорится в постановлении. Но что стоит за этой формулировкой пока не ясно.
Первый вице-президент Ассоциации туроператоров России (АТОР) Владимир Канторович считает, что передача контроля в Минкультуры не более чем формальность. Для «надзорной» функции у Минкультуры просто нет ресурсов. Поэтому приходить с проверкой в каждую туркомпанию ведомство не сможет. «У Минкультуры нет ни кадров, ни соответствующих территориальных подразделений. К примеру, функцией надзора в банковской сфере обладает Центробанк, но у него десятки тысяч человек, являющихся профессионалами банковского дела. У Минкультуры такого штата квалифицированных сотрудников нет», - говорит вице-президент АТОР. По его словам, главная цель регулятора за туристической деятельностью на сегодняшний день, обезопасить путешественников от банкротства туркомпаний.
Читайте также: | |
---|---|
Банкротство туроператора «Новый век» сорвало отдых более 200 россиян | |
Ростуризм открыл «горячую линию» для клиентов «Идеального мира» |
Жестче закон
Надо отметить, что именно этой задаче Минкультуры уделяет особое внимание. Защитить туристов специалисты ведомства собираются с помощью совершенствования законодательства. В прошлом году был увеличен размер финансовых гарантий для крупных операторов выездного туризма. Но сложные ситуации до сих пор не исключение на туристическом рынке. Так в минувшем году компания «Идеальный мир» обанкротилась, а ее клиенты остались без компенсаций из-за того, что гарантия фирмы на 30 млн руб. от «Росгосстраха» оказалась подделкой.
Минкультуры предлагает создать перестраховочный пул. Он будет контролировать подлинность и адекватность договоров со страховщиками, стабильность работы самих страховых компаний. В этом случае при банкротстве туроператора, деньги клиент гарантировано получит. Если Минкультуры удастся урегулировать эту актуальную уже в течение многих лет проблему, то функцию контроля со стороны ведомства во многом можно будет считать выполненной.