Примерное время чтения: 5 минут
504

Андрей Нечаев: Что нас ждет в 2013 году?

Андрей Нечаев, президент банка «Российская финансовая корпорация». Фото: РИА Новости

После кризиса 2008-2009 годов зависимость России от мировой экономической конъюнктуры еще больше возросла. Именно мировые цены на нефть, газ, металлы в решающей степени определяют темпы роста экономики, состояние бюджета страны и, в конечном итоге, уровень жизни большинства населения.

Ситуация в мировой экономике далеко не благостная. Еврозону уже несколько лет сотрясает долговой кризис. Уровень европейской безработицы достиг рекордных показателей за послевоенный период. США нужно срочно наводить порядок с собственным бюджетом, так как страна год от года все больше живет в долг. Даже темпы роста относительно благополучной экономики Китая заметно снизились.

С учетом нашей зависимости от основных торговых партнеров рассчитывать на то, что Россия останется островком благополучия, было бы наивно. В ближайший год нас ждут сравнительно невысокие темпы роста, отсутствие серьезных инвестиций при продолжающемся бегстве капитала за рубеж, небольшой, а может быть, даже близкий к нулевому рост реальных (с поправкой на инфляцию) доходов населения. Сравнительно «приличный» рост номинальных доходов россиян съедается повышением цен. Именно высокая инфляция (а в 2011-12 годах она оказалась даже выше, чем в посткризисном 2010 году) является специфической чертой российской экономики в сравнении с развитыми странами. Уже на протяжении многих лет обещания российских властей по снижению инфляции ни разу не были выполнены. На это и трудно рассчитывать, если именно контролируемые и регулируемые государством тарифы растут темпами, заметно опережающими общий рост цен, задавая ему дополнительный импульс для ускорения. Речь идет о весьма болезненном для населения повышении тарифов на услуги ЖКХ, электроэнергию, газ, пассажирские перевозки, бензин, алкоголь и ряд других товаров. В 2012 году в связи с выборами президента России их повышение было отсрочено на июль. В текущем году власти традиционно повысили тарифы на услуги так называемых естественных монополий и ряд товаров с 1 января. В результате общий рост цен в январе 2013 года почти в три раза превысил показатель 2012 года. Оснований ждать заметного замедления инфляции по году в целом тоже не видно.

На фоне текущих проблем все отчетливее начинают проявляться последствия откладывания насущных реформ в благополучные нулевые годы. В результате в ухудшившейся экономической ситуации власти уже вынуждены начинать параллельно такие тяжелые для населения преобразования, как реформы ЖКХ, систем образования и здравоохранения. Однако самой сложной и социально болезненной является ситуация в пенсионной сфере. Страна фактически с небольшими изменениями сохранила советскую пенсионную систему, базирующуюся на том, что пенсии платятся за счет налогов работающего населения. Кардинально изменившаяся демографическая ситуация, а по оценкам демографов, через 15-20 лет у нас на одного работающего будет приходиться один пенсионер, делает эту систему практически недееспособной. В результате даже сравнительно скромное повышение пенсий, осуществленное в последние годы, привело к быстрому увеличению дефицита бюджета Пенсионного фонда. «Затыкание» этой дыры ложится все более тяжелым бременем на федеральный бюджет. А ведь из него параллельно запланировано резко увеличить военные расходы, финансировать такие мега-проекты, как Олимпиада в Сочи, чемпионат мира по футболу, а ранее — форум АТЭС. А еще анонсировано повышение зарплат врачам, ученым и педагогам. Уже осуществлено существенное повышение доходов военнослужащих и работников правоохранительных органов. В итоге нагрузка на бюджет стала чрезмерной с учетом рисков, связанных с его повышенной зависимостью от цен на нефть.

В этой ситуации власти попытались найти решение реально нерешаемой задачи: снизить «пенсионную нагрузку» на бюджет, не повышая налоги и не увеличивая пенсионный возраст. Решение, естественно, оказалось паллиативным. Предложено уже с 2013 года заметно сократить список льготников, то есть работников, в силу специфики деятельности, выходящих на пенсию раньше общего срока (де-факто – повышение пенсионного возраста). Одновременно намечено резко повысить сборы в пенсионную систему с предприятий, с так называемыми вредными производствами (де-факто – повышение налогов). Однако наиболее опасным для будущего является решение фактически упразднить накопительную часть пенсий, то есть лишение работников права в рамках обязательных пенсионных выплат накапливать себе будущую пенсию. Как при таком подходе государство будет обеспечивать решение пенсионных проблем через 15-20 лет, знают, вероятно, только авторы этой революционной идеи. Ее реализация имеет и иной негативный эффект. Экономика лишается фактически единственного источника «длинных денег», которые во всем мире составляют основу долгосрочных инвестиций. Альтернативные идеи экспертов, в частности, предложения направить в Пенсионный фонд акции крупных госкомпаний, а по мере их приватизации – средства от нее, пока не находят поддержки у властей.

Подводя итоги, можно констатировать, что наступивший год не готовит нам столь же глубоких экономических потрясений, как кризис 2008-2009 годов. Однако и ожидать заметного роста уровня жизни россиян, оснований не видно.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (15)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах