Московский метрополитен собирается построить магазины для пассажиров подземки, сообщил глава Московского метро Иван Беседин. В ближайшие семь лет планируется возвести несколько сотен тысяч квадратных метров торговых площадей. От их использования метро может получать 10-13 миллиардов рублей в год. Таким образом, небилетную часть доходов подземки удастся увеличить до 35 процентов к 2020 году.
Веский аргумент
Идея строительства торговых комплексов над станциями метро и в вестибюлях метрополитена появилась еще в 2003 году, а в 2008-м Юрий Лужков подписал распоряжение о возведении первой очереди торговых павильонов. Были даже определены станции, на которых раньше других появятся магазины. Среди них «Шоссе Энтузиастов», «Перово», «Новогиреево», «Римская», «Площадь Ильича», «Профсоюзная», «Новые Черемушки», «Калужская», «Беляево», «Ясенево», «Бабушкинская», «Нагатинская», «Чертановская», «Нагорная», «Севастопольская», «Каховская» и «Южная».
Сроки строительства все время переносились, а в прошлом году мэр Москвы Сергей Собянин отменил распоряжение своего предшественника Юрия Лужкова о строительстве торговых центров.
Теперь у московского метрополитена есть все шансы возродить проект. «Мы спроектировали модель работы метро до 2020 года, с учетом всех планов по вводу новых станций и увеличению числа пассажиров. В итоге выяснилось, что расходы за счет роста издержек будут опережать доходы, - сообщил Беседин. - Для решения проблемы в перспективе пришлось бы искать дополнительные деньги». Но теперь их можно заработать на торговых комплексах.
Планы по развитию метро масштабны. В ближайшие годы будет построено 145,5 километра линий метро, 67 станций, семь электродепо и реконструировано восемь существующих депо. На это потребуется около одного триллиона рублей. Финансировать такой проект сложно не только в масштабах мегаполиса, но и всей страны. Беседин считает, что именно увеличение собственных доходов метрополитена поможет претворить в жизнь этот план.
У мэрии Москвы есть выбор, поддержать проект о строительстве торговых комплексов или согласиться на последствия, к которым приведет их отсутствие: внушительные статьи расходов на развитие подземки в столичном бюджете, повышение стоимости. Иван Беседин отметил, что это произойдет неизбежно, если доход метро не увеличится.
Снять сливки
Если магазины действительно будут построены, московский метрополитен окажется самым статусным арендодателем торговых площадей в Москве. Стоимость места под магазин сегодня напрямую зависит от близости к метро, а если для совершения покупки пассажирам идти никуда не придется, то цена на такие метры может оказаться «золотой».
Правда, не исключено, что и цены в таких торговых павильонах будут кусаться, опасаются жители столицы. «В магазине около дома картошка стоит 18 рублей за килограмм, а около метро 30 рублей. И так практически большинство продуктов. Поэтому я предпочитаю покупать все необходимое подальше от станции», - говорит редактор сайта «Расчет» Мара Маух. «Я в университете даже делал карты распределения цен на контрольные группы продуктов. Станции метро увеличивают стоимость продуктов, это доказано», - рассказывает генеральный директор ООО «МС Проджект» Алексей Меньшенин. «Если на этих торговых площадях разместятся сетевые магазины, то цены у них будут такими же, как и во всех остальных торговых точках», - успокаивает бренд-менеджер компании «ТАК» Олеся Шувалова.
Мировой опыт
Приветствовать ли торговлю в метро или нет – этот вопрос каждый город решает по-своему. «У нас в самой подземке и в непосредственной близости от метро нет ничего. Убрали даже газетные киоски», - рассказывает петербурженка Ольга Сальникова. За рубежом напротив желание покупать приветствуют. Во многих крупных городах входы в метро расположены в торговых комплексах. К примеру, такие магазины есть в Праге и Хельсинки.
Самый оригинальный проект по продаже товаров в метро реализован в Южной Корее. Стены станций оформлены в виде полок магазинов и в ожидании поезда пассажиры могут приобретать продукты с помощью QR-кода. Причем, покупки доставляют чуть ли не быстрее, чем домой добирается сам заказчик.