Примерное время чтения: 5 минут
3561

Роддом для сёмги: от икринки до прилавка

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 44. У них Кличко - у нас Валуев 31/10/2012

Почему прилавки наших магазинов забиты импортной рыбой, вскормленной в искусственных условиях? Неужели мы свою не можем вырастить? С таким вопросом корреспондент «АиФ» отправился в Архангельскую область на Солзенский производст­венно-экспериментальный лососёвый завод. Там выращивают одну из самых ценных пород - атлантического лосося, или сёмгу.

Полная икры сёмга-самочка ранима и эмоциональна, как любая беременная женщина. Именно поэтому мимо бассейна, где содержится лосось «в интересном положении», приходится проходить чуть ли не на цыпочках. Фотографировать «без пяти минут мам» строго запрещено: от одного движения камеры рыба шарахается в разные стороны, а это может негативно сказаться на будущем потомстве…

Тазик икры

Лососёвые заводы строили ещё в СССР, чтобы компенсировать ущерб, нанесённый природе там, где плотины на реках перекрыли доступ к традиционным местам нереста сёмги. Эта рыба нагуливается в море, а выводить потомство приплывает в реки. Юные лососи живут в пресной воде 3-4 года, а потом мигрируют в соленую стихию. Чтобы не нарушать этот цикл, функцию сёмужьего «роддома и яслей» взяли на себя специальные заводы ФГУП «Севрыбвод». Солзенский появился в 1985 г.

Фото Виктории Гудковой

На предприятие корреспондент «АиФ» попал в самый ответственный момент зачатия нового лососёвого поколения. Как и в природе, непосредст­венного тесного контакта самоч­ки и самца здесь не требуется. В тазик отцеживается икра от самки, на неё - молоки мужской особи, всё это перемешивается, накрывается крышкой и выдерживается 4-5 минут. Затем оплодотворённую икру промывают и ставят в специальные аппараты для набухания, а потом кружками раскладывают на решётки-инкубаторы - ждать выклева.

Руководят процессом опытные специалисты-рыбоводы, график работы у них, как и в настоящем роддоме, круглосуточный. Едва появившуюся личинку нужно приучать к корму. Кормят их чаще, чем новорождённых детей, - каждый час. А ещё делают тонизирующие солевые ванны, которые помогают будущим рыбкам адаптироваться в новом для них мире.

Как видите, условия работы на заводе непростые, а средняя зарплата при этом не больше 15 тыс. руб. со всеми северными надбавками.

Одна из самых нелёгких задач - пересчёт рыбы. Сёмга - порода ценная, поэтому за каждым хвостиком - строгий контроль. На пересчёт производителей (взрослая рыба с икрой), мальков и сеголеток приезжает специальная комиссия. В этом году на предприятии вырастили 330 тыс. мальков. Представляете, что за труд - посчитать юрких маленьких рыбок?! А ещё у каждой нужно отрезать жировой плавник. По нему через несколько лет, когда выпущенный в реку малёк подрастёт, нагуляется в море и вернётся обратно, рыбоводы смогут узнать своего «выпускника» и оценить результаты работы. Свою оценку дают и рыбаки. По их наблюдениям, красной рыбы в реке Солза стало больше.

Выпускной

Со своими выпускниками (набравшими приличный вес - больше 12 г) завод прощается в феврале-марте. Тех, кто недорос, оставляют на второй год. В самостоятельную жизнь молодь выпускают там, где они могли бы родиться в естественных условиях. Только время роста от икринки до покатника (молодой рыбы, которая скатывается в море) на заводе почти в 3 раза меньше, чем в природе.

Фото Виктории Гудковой
Я спрашиваю у главного рыбовода Равили Волковой, почему бы России не производить сёмгу для продажи, как это делают в Норвегии, которая кормит деликатесом весь мир. Равиля Зиннуровна, которая была на знаменитых норвежских фермах, объясняет: «Условия не те. У них садки, в которых выращивается рыба, стоят во фьордах в солёной морской воде. Она благодаря тёплому Гольфстриму не замерзает. Мы пытались выращивать в пресной воде, рыба созрела и даже могла давать потомство, но весила всего полкилограмма. Для товара этого мало». 

Зато крупную рыбу, выросшую из заводского малька, можно поймать и в море (выловом по квотам занимаются рыболовецкие предприятия), и в реке. Недавно на Солзе открылся лицензионный лов, и любой желающий по путёвке может при рыбацком везении выловить сёмужку к своему столу.

Дикая рыба, по мнению рыбаков, полезнее норвежской. Ведь она росла и кормилась в естественной среде, а иностранную потчевали кормом с красителями, чтобы мясо приобрело яркий цвет. К тому же чаще всего на наши прилавки попадает не охлаждённая импортная рыба, а глубоко замороженная. Она долго хранилась в заграничных холодильниках и потеряла часть вкусовых свойств.

P. S. Несколько лет назад российские учёные доказали, что норвежские рыбаки перехватывают нашу сёмгу, которая, нагулявшись вдоль побережья Норвегии, идёт на нерест в реки Мурманской, Архангельской области и Карелии. В результате увеличения вылова лосося Норвегией на 10%, примерно на одну треть сократилось число этого вида рыбы в некоторых реках бассейна Белого моря. Россия неоднократно пыталась решить эту проблему. В феврале этого года Росрыболовство ещё раз заявило северной соседке, что на прибрежный вылов сёмги должны быть введены более жёсткие ограничения. А то получается, что российские заводы, такие как Солзенский, занимаются увеличением численности атлантического лосося, а пользуются результатами их труда норвежцы?

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (2)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах