Экономист и публицист Михаил Хазин уверен, что капиталистическая модель должна умереть и нынешний кризис – прямое тому подтверждение. Он предрекает падение уровня жизни в Европе и в США и безработицу в 40 %. Прогнозы для экономики России тоже мрачные. В ходе онлайн-конференции Хазин рассказал, во что вкладывать деньги сейчас, стоит ли брать ипотеку и как прокормиться в старости, если пенсии окажутся мизерными.
«АиФ»: – По вашим прогнозам, в Западной Европе и США ожидается падение уровня жизни и рост безработицы до 40 %? Нас это тоже ждёт?
М. Х.: – Я думаю, у нас ситуация будет чуть получше, чем у них, прежде всего потому, что мы уже упали. Они упадут сразу и резко на 50 %, а мы значительную часть этого спада уже пережили в 90-ые годы, то есть в этом смысле мы частично компенсировались, но вообще говоря, спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Что-то, конечно, делать нужно, но при этом нужно понимать, что что-то самому сделать можно, а что-то нельзя. Ну, например, ситуация с образованием. Хотите, чтобы ваши дети получили образование, учите их сами, в школе уже ничему не учат.
«АиФ»: – Нужно экономить, копить деньги на «чёрный день»? Как?
М. Х.: – Представьте на секунду, что сейчас 1988 год. У вас нашёлся богатый дядюшка, который прислал много денег. Что с ними делать? Купить на них ничего нельзя. Квартиру на них не купишь, а машина уже есть. А у вас родилась дочь, условно говоря. Вы хотите, чтобы эти деньги ей достались через 20 лет. Что с ними делать? Прикинув сегодня, вы понимаете, что можно либо приобрести участок земли и построить на нём дом, либо же купить золотые монеты и зарыть их где-нибудь. Ничего другого невозможно. Если вы хотите иметь какие-то долгосрочные сбережения, то лучше золотых монет я пока ничего не вижу.
«АиФ»: – Вы на протяжении многих лет советуете инвестировать в золото. Как, на ваш взгляд, будут меняться цены на него в условиях усугубляющегося глобального кризиса?
М. Х.: – Есть люди, которые на этом зарабатывают большие деньги, но это я категорически не рекомендую пытаться сделать людям, которые к этому не готовы. Любые спекуляции для начинающих заканчиваются разорением. Реально что-то получается только с третьего – четвёртого раза. Я уже говорил, что оптимальный пенсионный план на сегодня, даже для молодых, – это с каждой зарплаты покупать золотую монетку.
«АиФ»: – Сегодня российским семьям стоит брать ипотеку или нет?
М. Х.: – Если вы понимаете, что сможете в течение 15 лет платить, тогда да, конечно. У нас же ипотека специфическая. Это же не Запад, хотя и на Западе это тоже уже не совсем так. Если вы не можете платить, у вас отбирают дом, продают его, но при это вам возвращают ту часть денег, которая уплачена. У нас, насколько я знаю, не возвращают. Проблема состоит в том, что если вы не сможете платить, то вас просто выгонят из этого дома и всё. Меня один раз выгоняли со съёмной квартиры, у меня ещё ребёнка не было, но это было очень тяжело, когда в течение трёх дней нужно было куда-то уезжать. Если у вас нет уверенности, что вы можете выплатить эту ипотеку, то лучше не рисковать.
«АиФ»: – Когда, по вашему мнению, начнётся падение рубля и рост курса доллара?
М. Х.: – Это вопрос сложный, потому что Центральный банк считает своим долгом по неизвестным причинам поддерживать рубль как можно более высоким. Мне кажется, что Минфин заставит Центральный банк опустить курс рубля к концу года немного, но насколько – это вопрос невычислимый.
«АиФ»: – Недавно «вдруг» резко подорожало подсолнечное масло, и с другими товарами похожая ситуация. Почему?
М. Х.: – У нас очень сильно выросли цены на продовольственные товары, особенно после лета. Это результат повышения тарифов естественных монополий, девальвации рубля в середине года. А может быть, просто решили поднять цены. Логика здесь очень простая. Есть товары, которые всё равно будут покупать: молоко, хлеб, подсолнечное масло.
«АиФ»: – Вы говорили, что пенсий в России фактически не будет в ближайшие 20–40 лет. В каких-то странах пропадали пенсии?
М. Х.: – В Чили, например. После прихода Пиночета несколько лет не выплачивались пенсии. Поэтому у него очень легко прошла пенсионная реформа, у него обязательств не было. Это было во многих странах, где происходили экономические катастрофы. В этом смысле нам, конечно, тяжело будет. Если сегодня вам нет ещё 40, если вы хотите в старости не голодать, заводите как можно больше детей, чтобы они вас подкармливали.
«АиФ»: – Не произойдёт ли становление рабовладельческого строя в результате развивающегося кризиса? Если у человека не будет денег, он будет согласен работать за еду и т. п.
М. Х.: – Не обязательно денег не будет. Может быть, у него есть деньги, но долг слишком большой. В русском языке наличие большого долга обозначается как кабала. В некотором смысле речь сегодня идёт о возвращении рабовладельческого строя. И по этой причине я всегда говорил людям, если у вас есть минимальная возможность не брать кредитов, не берите их, потому что потом может оказаться, что вы никогда их не выплатите. Либо, если вы уж их берёте, тогда чётко должны понимать, как вы их будете выплачивать.