Именно на это время пришелся мощный рывок людей, желающих заняться малыми формами бизнеса. Статистика указывает, что только за 1992 год было образовано 190 тысяч новых малых форм собственности. Этот процесс сыграл решающую роль в зарождении в нашей стране частного сектора, наполнение которого шло главным образом за счет малых предприятий. Уже к 1995 году порядка 65% всех российских частных предприятий были малыми. На сегодняшний день их число стало гораздо больше. Но, сегодняшние дни вносят свою коррективу в развитие этого направления деятельности. В свете последних событий трудно сказать, какова дальнейшая судьба людей и их предприятий, занятых в малом бизнесе.
Помощь или подножка?
Не так давно чиновники разработали новую стратегию федерального закона «Об ограничении курения табака». Новая редакция федерального закона предусматривает запрет на продажу табака на площадях размером менее 50 квадратных метров. Под запрет также попала продажа продовольственных и непродовольственных товаров в форме табачных изделий, а также продажа табачной продукции непосредственно у кассовых аппаратов. Об этом на днях сообщила глава комитета Государственной думе РФ по охране здоровья Ольга Борзова.
— Для защиты граждан от пассивного курения необходимо поэтапное введение полного запрета на курение в общественных местах, — считает Борзова. — Эта мера приводит к сокращению потребления табака курильщиками и отказу значительной части из них от курения, защите прав на здоровье некурящих на рабочем месте.
Несомненно, нужная мера — ограничить людей в потреблении табака. Но, оборотная сторона медали- малый бизнес, основной оборот которого составляет продажа табачных изделий и слабоалкогольной продукции.
Слон или Моська
— Почему мой магазинчик в 30 кв.м. должен отказаться от продажи табака, а супермаркет, который находится рядом — торговать этим видом товара,- недоумевает предприниматель со стажем, Ираида Даричева из Ульяновска.- Неужели в этой ситуации не является главным кому продавать сигареты?
По словам предпринимателя, после принятия такого закона ей придется закрывать свой магазинчик из-за не рентабельности. Именно эта группа товаров занимает около 40% всего товарооборота. Несомненно, в этой борьбе победит «слон», который вытеснит с рынка «Моську».
Неужели закон, ограничивающий продажу сигарет в малых предприятиях поможет решить проблему потребления табака в нашей стране? Как же быть в этой ситуации предпринимателю, имеющему небольшой бизнес? С этими вопросами мы обратились к опыту заокеанских предпринимателей.
Создать сложнее, чем загубить
На днях столицу посетил Алекс Шолтен, президент Канадской Ассоциации Магазинов Повседневного Спроса (Canadian Convenience Stores Association, CCSA). Господин Шолтен принял участие в ХIX Ежегодном Саммите «Торговля в России», после чего уделил нам немного времени- пообщавшись на тему опыта ведения малого бизнеса в Канаде.
«АиФ»: — Ваша организация объединяет представителей малого бизнеса. Каковы основные направления ее деятельности?
А.Ш.: — Канадская ассоциация малых магазинов представляет значительные объемы продаж, осуществляемых с помощью малого бизнеса. Ее оборот составляет более 39 млрд. долларов в год. Количество работающих — более 183 тысяч человек. Более 16 млрд. долларов идет на отчисление налогов. Отрасль работает на очень небольших прибылях. Например, прибыль по общей выручке составляет чуть более 2,5 %. Тем самым, огромную роль в деятельности малого бизнеса играет регулирование государством работы нашего бизнеса. Это 3 уровня — федеральный (правительство), региональный и на уровне провинций. Федеральный и уровень провинций имеют более 517 различных регулирующих актов, которые воздействуют на нашу отрасль. Не секрет, что реализация табачной продукции оказывает наибольший процент в общем обороте малого предприятия.
«АиФ»: — Последние законодательные инициативы в России ограничивают малый бизнес в продаже табачной продукции. Как с этим вопросом дела обстоят в вашей стране?
А.Ш.: — Табачное регулирование в Канаде присутствует уже несколько лет. У нас есть регулирование по производителям продукции, по ингредиентам, маркировке, рекламы и маркетинга, продаж, дистрибьюции и налогообложения. Один из важных аспектов- особый запрет продажи данного продукта несовершеннолетним. У каждого предприятия существует специальная лицензия на реализацию табачных изделий. Получить её не сложно. Но в случаи нарушения одного из пунктов реализации табака, можно лишиться лицензии, либо заплатить значительный штраф. В дальнейшем восстановить право на реализацию табака достаточно сложно. Поэтому, каждый представитель бизнеса проводит максимальную работу с персоналом по правилам продажи этого вида товаров.
В результате такой работы- канадские продавцы отлично понимают высокую степень ответственности за нарушение правил торговли табачными изделиями. Наша ассоциации также занимается обучением и подготовкой персонала к работе с лицензируемой группой товаров.
«АиФ»: — Алекс, как вы считаете, введение массового запрета на продажу табачной продукции ограничит потребление населением сигарет?
А.Ш.: — В первую очередь, массовые запреты продажи данного продукта повлечет за собой серьезные экономические последствия. По оценкам CCSA, избыточное регулирование мелкорозничной торговли обходится стране в сумму, превышающую 7 млрд. рублей.
Например, введенный в Канаде запрет на открытую выкладку сигарет стал одной из причин, спровоцировавщих резкий рост нелегального рынка. В настоящий момент, 22% всех сигарет, приобретаемых в Канаде, реализуется незаконно.
«АиФ»: — Каким образом вы высчитали этот процент?
А.Ш.: — Наша организация постоянно отслеживает уровень контрабандного товара на территории нашей страны. Это легко сделать с помощью анализа окурков, которые впоследствии становятся доказательством контрафакта, реализованного без соответствующих разрешений по бросовой цене. Уровень цены- 1 пачка лицензируемого товара к 8 нелегальным. Из всего этого приходится делать вывод, что в следствии ужесточения государством мер по реализации табачного продукта, значительная часть курильщиков перешла на контрафактную и контрабандную продукцию, приобретаемую различными путями, включая Интернет.
По словам господина Шолтена, инициаторы запретительных мер в России нередко проводят аналогии с опытом зарубежных стран, в частности с нормами, действующими в Канаде, утверждая, что подобные меры помогут существенно снизить уровень курения в стране, едва ли затрагивая розничный сектор. При этом, как показывает практика в Канаде, жесткие нормы регулирования мелкорозничной торговли табачными изделиями оказали серьезное влияние на индустрию в общем, при этом не выполнив задач по снижению уровня курения в стране.
Отобрав возможность продажи табака в магазине площадью менее 50 кв.м. мы не лишим желания выкурить сигарету. В этой ситуации, проблема табакокурения так и останется открытой, а вот мелкому бизнесу стоит только сказать прощай.