Москва, 9 октября – АиФ-Москва. РЖД грозится повысить с 2013 года цены на билеты в плацкартные вагоны на 60 % для тех, кто не имеет льгот. Так монополист железнодорожных перевозок России может ответить на планы правительства по сокращению объёма субсидий для компании из бюджета в 2013 году. Аналитики расходятся в оценках обоснованности такого повышения и считают, что подобный скачок цен на железнодорожные билеты станет поводом для пассажиров сделать выбор в пользу авиаперевозчиков.
О возможном росте цен на плацкартные билеты предупредил в ходе обсуждения проекта бюджета РФ на 2013–2015 годы в Общественной палате вице-президент РЖД Михаил Акулов. Нововведение может затронуть всех, кто не имеет права на льготы. С 2013 года власти планируют дотировать лишь перевозки для молодёжи до 23 лет и пенсионеров.
Сумма дотации может составить 14,8 млрд рублей, тогда как ранее на поддержку плацкарта и общих вагонов ежегодно выделялось по 30 млрд рублей. На такие билеты цены регулируются государством. В РЖД настаивают, что и 30 млрд мало – нужно 36,6 млрд. И если не будет необходимых бюджетных дотаций, цены придётся повысить.
Минфин, впрочем, отступать не намерен. «Нет смысла давать всем, – цитирует главу ведомства Антона Силуанова РИА Новости. – Если ты в трудоспособном возрасте – извини, заплати по полной».
Окончательного решения о том, на сколько вырастут цены на билеты, не принято, как и о том, для кого сохранятся льготы. Сейчас бесплатный проезд на поезде могут получить герои Советского Союза, герои РФ, полные кавалеры ордена, герои соцтруда, обладатели ордена Трудовой Славы или ордена «За службу Родине в Вооружённых силах СССР» трёх степеней, а также сенаторы, депутаты Госдумы и их помощники. Скидка на билеты в определённые периоды предусмотрены для учащихся старше 10 лет. Льготные тарифы действуют для детей 5–10 лет.
Поменяем рельсы на небо?
Скачок цен на 60 % может аукнуться не только пассажирам, но и самой РЖД. По словам главы исследовательского агентства InfraNews Алексея Безбородова, такое повышение цены сделает поездки поездом дальше чем на 2 тыс. км дороже авиаперелётов. «Пускай повышают, – говорит Безбородов. – Выбор самолёта для пассажиров станет объективным решением. Но как только они купят за ту же цену билет на самолёт, то поймут, что это и удобнее, и быстрее».
Отток клиентов РЖД прогнозирует и аналитик Инвесткафе Андрей Шенк. Он не исключает, что из-за ограниченности предложения на рынке пассажирских перевозок цены в результате могут вырасти и на альтернативные виды передвижения. « А в некоторых населённых пунктах альтернатив РЖД нет, поэтому там сокращение пассажиропотока будет постепенным, однако с большими социальными возмущениями», – считает Шенк.
У передвижения самолётом и поездом есть свои плюсы и минусы. Сейчас не в пользу авиаперевозок играет не только цена, но и сложности, связанные с поездкой до аэропорта. Как правило, аэропорты располагаются либо за чертой города, либо на самой его окраине, и добраться до них не только проблематично, но и затратно. К примеру, в Москве поездка на аэроэкспрессе до аэропорта и обратно обойдётся взрослому пассажиру в 590–1400 рублей. В регионах же зачастую из-за слабо развитой транспортной инфраструктуры добираться до аэропорта приходится на такси.
Эти загадочные цены
Обоснованность цен на билеты у РЖД эксперты оценивают по-разному. По словам Шенка, пассажирские перевозки на поездах дальнего следования – одно из убыточных подразделений РЖД. «Источником дохода являются логистические услуги и грузоперевозки, – отмечает Шенк. – Логистический бизнес отчасти компенсирует разницу, остальное субсидируется государством. Если государство откажется от субсидирования, то РЖД вынуждена будет повысить цены».
Алексей Безбородов же уверен, что пассажирские перевозки если и приносят убыток РЖД, то только на некоторых участках дороги. По мнению эксперта, монополист сам запутался в своих расчётах и включает часть расходов, связанных с грузовыми перевозками, в те, что связаны с пассажирскими.
В пресс-службе ОАО «ФПК» (дочка РЖД, отвечает за перевозки пассажиров и грузобагажа на дальних направлениях – АиФ.ru) сообщили, что в 2011 году средняя себестоимость перевозки одного пассажира в плацкартном вагоне составила 1448 рублей. Однако, поскольку тарифы устанавливает в этом случае государство, пассажир оплатил, в среднем, 865 из необходимых 1448 рублей. «Следовательно, выпадающие доходы перевозчика составили 583 руб., а фактически, из государственного бюджета было компенсировано 446 руб. То есть 137 руб. на каждого перевезённого пассажира ОАО «ФПК» выплатило из своего кармана», – сообщили в пресс-службе.
В 2011 году, утверждают в компании, государство недокомпенсировало 7 млрд рублей за регулирование тарифов в плацкартных и общих вагонах. Эти расходы покрывались за счёт прибыли, полученной от продажи билетов в купе и СВ, говорят в ОАО «ФПК».
В прошлом году государство повышало тарифы на пассажирские перевозки на дальних направлениях примерно на 10 %.