В России, да и во многих других странах, не любят богатых. И это справедливо. Я никогда не слышала, чтобы хоть один богатый человек сказал — и сказал убедительно, — что он любит Россию. Все богатые воспринимаются в нашей стране как временщики. Само русское слово «успех» связано со словом «успеть». То есть для того, чтобы быть богатым в России, надо успеть оказаться в нужном месте, успеть что-то отхватить, успеть защититься и т.д. И эта ситуация не изменится до тех пор, пока сами богачи не изменятся, не изменится их менталитет.
Мне кажется, сейчас настал ключевой момент и российской власти, и для российских олигархов. Если российские богатые не дадут себе труда очнуться и быть полезными для общества — а это большая и сложная работа, — то нелюбовь к ним может обернуться трагедией — как для них самих, так и для истории страны. Уже сейчас очевидно, что любые предложения по раскулачиванию — от кого бы они ни исходили — будут широко поддержаны людьми.
Недавно, например, появилась идея пересмотреть итоги первой приватизации. И хотя это не помешало начать и вторую приватизацию, обратный процесс, процесс национализации, могут начать в любой момент. Нет сомнений в том, что если такой вопрос будет вынесен на референдум, референдум это предложение поддержит. И виновата в этом не власть и не народ, виноваты в этом богатые.
Приведу простой пример. Я только что вернулась из Нью-Йорка, где была впервые. Посетила там Рокфеллер-центр. Перед ним лежит огромная гранитная плита, на которой выбито 10 постулатов семьи Рокфеллеров. Они начинаются словами «Я верю». Эти 10 постулатов в известной степени повлияли на восприятие богатых в Америке. Таким образом, Рокфеллеры, как ни странно, много чего сказали обществу. Они дали себе труд сформулировать свое мировоззрение, а до этого — выработать для себя лично такое мировоззрение, которое было бы крайне полезно для их страны.
Сегодняшние российские богатые люди не имеют никакого мировоззрения или просто не хотят, чтобы о нём знали. Они в известном смысле ничего не сказали обществу. А так быть не может. Это ведь очень важный класс. Между тем, в отношении этого класса в обществе бытует огромное количество предрассудков, много негатива, и если на это не реагировать и не отвечать, ничего так и не изменится. До тех пор, пока богачи будут считать себя умелыми пиарщиками, и не более того, в России буржуазия не будет принята. А как долго это неприятие сможет существовать — и не выльется во что-то большее — это уже вопрос времени.
Остаётся надеяться на то, что за сегодняшними богачами вырастает следующее поколение богачей, и вот они — уже другие. Мне часто задают вопрос о том, что я думаю о детях русских олигархов. Я думаю о них хорошо. Мне приходится встречаться с ними, например, в Российской Академии госслужбы, многие из них учатся там. Да, есть испорченные «богатенькие детки», они больше всего выделяются, они больше всего раздражают; но есть и совсем другие — они вполне осознают то, что им не нужно было оказываться в нужном месте, они по факту своего рождения оказались богатыми, и именно это их и отличает. Многие из них имеют серьезные политические амбиции, имея при этом определенные идеалы.
Следующее поколение богачей может быть другим, если, конечно, поколение отцов не упустит свою историческую перспективу. А для этого они должны меняться, они должны начать разговор с обществом.
МАРИЯ ГОЛОВАНИВСКАЯ В ГОСТЯХ У AIF.RU. ВИДЕО >>>
Беседовала Виктория Никитина Зам. главного редактора журнала «Банковское обозрение». |