Таким образом, в Европе стартовал своеобразный аналог программы «количественного смягчения» (QE), которую дважды за последние три года использовали американцы. Правда, в Штатах ликвидность в буквальном смысле делали на станке: федеральная резервная система (ФРС) печатала деньги, а затем выкупала на них государственные облигации. В Европе помощь банковскому сектору будет обеспечена за счёт резервов ЕЦБ, а также английского, швейцарского и японского Центробанков. Но, что интересно, бизнес получит средства не в национальной валюте — евро, а всё в тех же американских долларах.
В финансовой среде давно говорили о возможности подобного шага со стороны ЕЦБ. Кредитные проблемы в Греции, Италии, Испании и Португалии (а также слухи о возможном дефолте Франции) пошатнули стабильность Еврозоны и поставили регуляторов перед нелёгким выбором. С одной стороны, дополнительные денежные вливания неминуемо разгонят инфляцию и тем самым усугубят уже имеющиеся проблемы. С другой, при возникновении непредвиденных экономических потрясений или новой паники на фондовых рынках, оставшиеся без ликвидности банки могли прогореть; а за ними рухнула бы и вся экономика Европейского Союза.
В этих обстоятельствах, решение ЕЦБ было только вопросом времени. Все участники рынка прекрасно понимали, что рано или поздно европейский кредитный сектор получит дополнительную ликвидность, и мгновенно отреагировали на заявление регулятора. В конце прошлой недели европейские и американские биржи пошли вверх, а акции банков стран Еврозоны показали рекордные скачки на
Судя по этой положительной динамике, инвесторы вновь обрели уверенность в платёжеспособности европейских экономик. Однако, если смотреть на ситуацию шире, решение ЕЦБ не предвещает Европе ничего хорошего. Как считает начальник отдела экспертов «БКС Экспресс» Дмитрий Шишов, таким образом «европейские банки лишний раз подтверждает серьезность проблемы и насколько близко Европа подошла к опасной черте».
— Последний раз такие серьезные меры предпринимались в период активной фазы кризиса, — утверждает эксперт. — Причём, они не смогут решить все проблемы Европы, а только на время снимут напряжение на финансовых рынках.
— Решение ЕЦБ позитивно только для европейских банков — по той простой причине, что, вероятно, некоторые банки находятся под угрозой банкротства, — соглашается аналитик «РИК-Финанс» Михаил Фёдоров. — Фактически, их положение можно охарактеризовать биржевым термином «маржинкол». То есть у банка может быть огромное количество активов и положительный баланс, но самих наличных денег как таковых нет. И в какой-то момент банку будет просто нечем обеспечить текущие операции.
При этом аналитик отмечает, что решение выдать европейским банкам долларовую ликвидность выглядит довольно странно и наводит на мысль о возможном резком скачке курса американской валюты в недалёком будущем. Немалая часть существующей долларовой массы итак находится в резервах американских банков; и, если ещё больше долларов осядет в банках Европы, американская валюта получит неплохой стимул для длительного удорожания.
— Не важно, кем и почему осуществляется накопление долларов, — говорит Фёдоров, — в любом случае, оно изымает эти доллары из оборота, сокращая их количество на рынке и в экономике. Точно утверждать что либо я не могу, но все это попахивает какой-то мышеловкой. То, что американцы с начала года себе в убыток копят падающий доллар у себя, выглядит очень странно, тем более при растущей инфляции. Возможно, в США есть свой план, и скоро нас ждёт стремительное укрепление доллара под предлогом борьбы с инфляцией, а затем выкуп подешевевших активов за ничем не обеспеченные американские деньги.
Источник: Росбанк.