Правительство продолжает «радовать» российских автовладельцев новыми переделками законодательства и, в частности, норм регулирования рынка ОСАГО. Недавно, например, были утверждены изменённые региональные коэффициенты автогражданки; в результате для некоторых городов они повысились сразу в полтора раза, а для шести — и вовсе достигли двойной величины. Следующим нововведением в сфере автострахования станет так называемая либерализация тарифов. Это означает, что страховым компаниям разрешат изменять стоимость страховки по своему усмотрению.
Напомним, сейчас базовая ставка ОСАГО установлена законом в размере 1980 рублей. Эта цифра не менялась с момента появления самой автогражданки в
То есть сейчас, в какую бы компанию ни обратился автомобилист, стоимость страховки для него будет одинаковой. Именно это, естественно, и не устраивает страховщиков, так как у них нет возможности конкурировать на данном рынке.
Поэтому очень скоро им могут разрешить изменять стоимость страховки тем или иным образом, чтобы дать стимул и возможность бороться за клиентов. Как рассказали в аппарате правительства, этот вопрос обсуждался на совещании у замруководителя аппарата Анны Поповой на прошлой неделе; информацию подтвердили замдиректора департамента финансовой политики Минфина Вера Балакирева и президент Российского союза автостраховщиков (РСА) Павел Бунин. По их словам, механизм либерализации тарифов ОСАГО будет в ближайшее время разрабатывать Минфин.
— Мы согласились, что о частичной либерализации ОСАГО можно думать. Как эта конкуренция будет выглядеть — разрешенное отклонение от базовой ставки тарифа, возможность самостоятельной корректировки региональных коэффициентов страховыми компаниями или что-то другое, — Минфину предстоит решить. Министерство ожидает поручений по итогам совещания со дня на день и будет дорабатывать поправки к закону об ОСАГО с их учетом, — рассказала Балакирева в интервью «Ведомостям».
Таким образом, остаётся не ясным, как именно страховщики смогут обыгрывать установленные тарифы. Да и последствия либерализации пока что трудно предугадать. С одной стороны, страховщики будут заинтересованы в том, чтобы снижать цены для привлечения клиентов. С другой, стоимость страховки может вырасти в общем по рынку (или, по крайней мере, в тех регионах, где действует не самый высокий коэффициент). Этому может поспособствовать и то, что со следующего года вступают в силу новые требования к страховым компаниям, согласно которым значительно вырастет их минимальный уставной капитал. Как прогнозируют в Росстрахнадзоре, многие компании просто не выживут, другим придётся отыгрывать потенциальные издержки.
Единственное, чем успокоил автомобилистов глава РСА Павел Бунин, — это что «полной либерализации тарифов ОСАГО не планируется». То есть какие-то нормы стоимости автогражданки будут сохранены. Как считает Балакирева, частичная либерализация могла бы коснуться региональных коэффициентов; впрочем, даже она не берётся предсказать, какой после этого будет «средневзвешенная цена» страхового полиса.
Ложка мёда
Когда идея либерализации рынка ОСАГО прозвучала впервые