Сбои в сердце
С ответом чиновники не спешат. Есть сочувствие, негодование, указания наказать виновных. Только этого недостаточно, как недостаточно запудривать синяки под глазами, но не лечить сердце, из-за сбоев в работе которого они и появляются. С одной стороны, звучат обвинения бизнеса в желании выкачать больше прибыли из советского наследства. И это правда: появляются свидетельства, что были на теплоходе неучтённые каюты, под которые переоборудовали техпомещения, что судно было перегружено, и т. д. Виновных, наверное, строго накажут. Но станет ли от этого спокойнее загружаться на борта судов (заходить в ночные клубы, летать рейсами наших авиакомпаний)? С другой стороны, говорят, что и государство виновато — оно не стимулирует бизнес, не даёт, к примеру, налоговых льгот тем же перевозчикам и судовладельцам для ввоза по щадящим таможенным ставкам новых судов или «кубиков» для их сборки у нас. И это верно: при нынешнем налоговом режиме пароход типа «Булгарии», будет он закуплен за границей или построен у нас, окупится лишь через 30 лет. Поэтому, может быть, дадут теперь какие-то налоговые послабления бизнесу. Но станет ли и от этого спокойнее?!
В конце прошлого года Минпромторг сообщал, что в ближайшие
Вернуть деньги
Уж точно — не выделять на это средства из бюджета, который еле справляется с выплатами пенсий. Надо сделать так, чтобы бизнес стал вкладываться в покупку новых и модернизацию «пожилых» судов. Но бизнесмены найдут деньги на организацию дела только в одном случае: если смогут вложения окупить. Пока же наш экономический механизм отстроен так, что после выплат всех легальных и нелегальных платежей прибыли быть просто не может. Если, конечно, не прятать пассажиров в бывших техпомещениях. Однако, даже если резко снизить налоги и, скажем, с помощью регулярной армии и флота защитить бизнес от коррупции, и это может не спасти. Потому что в стране нет спроса на внутренний туризм. По экспертным данным, по итогам 2010 г. он вырос (в сравнении с 2009 г.) всего на 1,6%. А вот выездной туризм — на 40%. Потому как отдохнуть в Турции дешевле, чем в родной стране. При этом чуть ли не на 30% сократился въездной туризм к нам. Туроператоры объясняют это тем, что на ценообразование влияют постоянный рост цен на энергоносители, коммунальные услуги и продукты, что макроэкономическая ситуация дурная. В результате у бизнеса нет стимулов, чтобы развивать тот же речной туризм по-человечески: если на прибыль рассчитывать нельзя, остаётся надежда лишь на возможность поработать без убытков, пока судно ещё на плаву. Иными словами, нет резона вкладывать в это дело свои или заёмные деньги. Вот и не вкладывают. Это называется отсутствием инвестиций.
Сделать так, чтобы деньги не бежали от российской экономики как чёрт от ладана, а стремились в неё, и есть главная задача цивилизованного правительства.
На чём ездим, плаваем, летаем? (Возраст транспортных средств в РФ) |
|
---|---|
Самолёты | |
до 5 лет — 5,4%; до 15 лет — 23,8%; до 30 лет — 59,7%; свыше 30 лет — 11,1. |
|
Речные и озёрные суда (пассажирские и грузо-пассажирские) | |
до 10 лет — 10,4%; до 20 лет — 7,7%; до 30 лет — 26,5%; до 40 лет — 21,6%; до 50 лет — 18,7%; свыше 50 лет — 15,1%. |
|
Автобусы (общего пользования) | |
до 5 лет — 37%; до 10 лет — 28%; свыше 10 лет — 35%. |
Читайте по теме: До спасения «Булгарии» не хватило всего 40 метров