Как и предсказывал накануне глава «Газпрома» Алексей Миллер, формула цены на газ для Украины пересматриваться не будет. Об этом сообщил вчера российский премьер-министр Владимир Путин на пресс-конференции по итогам переговоров с украинским премьером Николаем Азаровым.
— Формула цены на природный газ для Украины точно такая же, как для всех наших партнеров в Европе, — заявил Путин, добавив, что и впредь цена топлива останется прежней. При этом глава правительства явно дал понять, что угроза невхождения Украины в Таможенный союз вместе с Казахстаном и Белоруссией никак не повлияет на российскую ценовую политику.
Транзит не грозит
В споре за перерасчёт главным аргументом Украины было то, что из-за особенностей формулы страна платит за газ больше, чем её соседи, однако для России транзит топлива через украинские территории обходится, наоборот, дешевле. В ответ на это Владимир Путин заявил, что «не нужно привязывать транзит к цене на газ, они формируются сами по себе»; а заодно напомнил, что именно украинская сторона потребовала того, чтобы цены и на газ, и на транзит были не договорными, а рыночными. Тогда переговоры по топливному вопросу вела экс-глава украинского правительства Юлия Тимошенко.
— Все, что делалось прежним руководством, было плохо. Все, что делается сегодня, хорошо — так всегда и везде, — сказал Путин. — Но мы не закладываем одни компоненты для Германии, другие — для Польши, третьи — для Украины, четвертые — для Румынии, — отрезал премьер, говоря о компонентах формулы цены. Он также отметил, что для Польши российский газ дороже, чем для Украины, намекая на то, что жалобы украинской стороны как минимум не обоснованы.
— Мы что ли создали такую ситуацию? Нет, — так Путин прокомментировал конъюнктуру мировых цен, приводя в пример обстановку на рынке нефти. — Кто Северной Африкой занимается, мы? Нет. Ираком кто занимался, мы? Нет. Мы тут ни при чём, — заключил премьер.
А на возражение Азарова о том, что, мол, Россия — такая великая держава, и вдруг оказалась «ни при чём», ответил, что «так сложилась мировая конъюнктура».
Обратно в Союз
На фоне новых экономических разногласий между двумя странами вопрос о вхождении Украины в Таможенный союз стал ещё более острым. В настоящее время членами союза являются Россия, Белоруссия и Казахстан, и возможное членство Украины давно казалось вполне логичной и близкой перспективой. Однако пока Украина не проявляла явного намерения вступать в ТС; а Россия, по выражению Путина, не будет в него никого «затаскивать».
— Здесь нет никакой политики, Украина сама должна определиться, выгодно ей это или нет. ... Нельзя никого насильно тащить. Это суверенный выбор суверенного государства.
При этом Путин напомнил, что Украина намерена войти в так называемую зону свободной торговли Европейского Союза. И предположил, что в этом случае ЕС может заставить страну открыть свой рынок для европейских товаров.
— Мы что должны будем делать? Мы должны будем обеспечить защиту внешних границ Таможенного союза от проникновения на наш рынок таких товаров, которым деваться будет некуда. Мы должны будем защищать своего национального производителя, — предупредил российский премьер, отметив, что не собирается пугать Украину, но считает, что о подобных вещах следует говорить заблаговременно и честно.
Также Путин признал, что для Украины вхождение в зону свободной торговли ЕС будет выгодным, но напомнил, что для Украины Россия является первым партнером по объему товарооборота, а Украина для России — пятая.
— Кооперация у нас такая, которой нет у некоторых стран Евросоюза. В случае присоединения Украины в Единому экономическому пространству экономическая выгода для Украины на первом отрезке составит не менее 10 млрд долларов.