Справиться с бензиновым кризисом правительству удалось относительно быстро. Ещё в начале этой недели эксперты трубили о том, что скоро мы останемся без топлива вообще, а сегодня крупнейшие поставщики уже отгружают бензин на АЗС в нормальных объёмах. Но как всегда, в деле есть не одно, а даже несколько больших «но»: бензин стал дороже, впредь он также будет дорожать и, как показала практика, бороться с его удорожанием государство пока не может.
Напомним, о всероссийском дефиците бензина нефтяники начали предупреждать ещё с месяц назад: поскольку правительство запретило им поднимать цены на бензин в рознице, компаниям было выгоднее продавать свой товар за рубеж. И хотя до поры до времени обещания грядущего кризиса выглядели как шантаж, в середине апреля из отдельных регионов начали поступать тревожные вести. Первым голос подал Алтайский край, где мелкие АЗС были вынуждены отпускать бензин только в ограниченных объёмах а затем и вовсе закрылись. Затем заговорили о дефиците в Воронеже, Санкт-Петербурге и даже в Москве.
Впрочем, топливного коллапса никто не ожидал. Да, ситуация рано или поздно разрешится, власти не оставят россиян без личного транспорта и вмешаются, рассуждали аналитики, — но вот за чей счёт? Скорее всего, за наш, по привычке вздыхали автомобилисты; и эксперты с ними не спорили. Как показало время, не зря. Вчера стало известно, что правительство фактически «отпустило» цены на топливо: госрегулирование в этой области осуществляться не будет.
— У нас есть другие рычаги влияния на ситуацию, — заверил заместитель министра энергетики Сергей Кудряшов, видимо, подразумевая то, что в мае Правительство запретило нефтяникам продавать топливо за рубеж. По задумке, это поможет стабилизировать ситуацию на внутреннем рынке бензина в России, наполнив его соразмерно спросу.
— Россия экспортирует около 130 млн т нефтепродуктов в год, при этом 85% — это дизельное топливо и мазут. Экспорт бензинов составляет около 3 млн т в год, что чуть более 8% от производства бензинов в РФ. Запрет на экспорт, скорее всего, коснется только бензинов, — поясняет аналитик ФГ БКС Андрей Полищук.
При этом, эксперт отмечает, что «такое решение, конечно, позволит стабилизировать ситуацию на внутреннем рынке, но может иметь негативные долгосрочные последствия». Ну а краткосрочный эффект, к слову, стал заметен ещё вчера: за два дня бензин в Москве подорожал в среднем на рубль, передаёт Интерфакс.
— Так или иначе, резкого роста цен на заправках нам не избежать, — прогнозирует Полищук. — Возможно, еще месяц или два правительству удастся сдержать рост цен на заправочных станциях на уровне
Лишним поводом перерисовывать ценники на АЗС станет повышение экспортных пошлин с 1 мая. Согласно решению правительства, они повысятся аж на 44% и вместо ранее запланированных 304 долларов за тонну бензина составят 408,3 долл. Да, с одной стороны, это будет заградительной мерой, стимулирующей нефтяников продавать свой товар не за границу, а внутри страны; но с другой — значит отыгрывать свои финансовые потери они будут уже на российских автомобилистах.
— В целом, во избежание повторения подобных «бензиновых кризисов», необходимы постепенные шаги по увеличению мощностей и глубины переработки нефтеперерабатывающих заводов, строительству новых НПЗ и развитию конкуренции на внутреннем рынке, — говорит Полищук. — И, опять же, нельзя ни в коем случае сдерживать цены — чтобы компании были заинтересованы в инвестициях в перерабатывающие активы. Иначе в будущем нам придется закупать нефтепродукты за рубежом.