Рассказывает Федор Санников, президент Oxenuk Management LLC*:
Согласно экономической теории, сбережения равны инвестициям: то есть люди зарабатывают, несут деньги в банк, банк дает ссуды бизнесу, а бизнес их инвестирует. Но на практике мы можем инвестировать сбережения сами — и при этом заработаем больше, чем предлагают банки по депозитам (зачастую не покрывая инфляцию).
Главный вопрос: куда инвестировать? Речь идет не только о выборе инструментов, но и об их наличии. Например, в Китае, несмотря на бурное развитие фондового рынка, практически нет альтернативы для инвестирования 29,9 трлн юаней сбережений (около 4,5 трлн долл.). Только в недвижимость. В результате правительство страны увеличило количество разрешенных инвестиций в иностранные фонды, упрощая глобальные инвестиции.
Что такое глобальные инвестиции? Суть их в том, что граждане многих стран (в том числе России) имеют право и возможность покупать иностранные ценные бумаги, снижая таким образом инвестиционные риски (ведь если в одной стране происходит спадэкономики, в другой может быть подъем). Наш мир большой, рынков в нем много — поговорим о том, какой из них выбрать.
Начинаем «по-крупному»
В теории и практике существует так называемый top-down approach, его можно перевести как «принцип нисходящего анализа». Заключается он в том, что сначала Вы анализируете регионы мира и выбираете страны с наибольшим потенциалом роста. Далее в границах лучших стран определяете самые перспективные индустрии, а потом уже ищите лучшие компании в лучших отраслях.
Данная статья является началом цикла публикаций, где мы поговорим о привлекательности региональных мировых рынков, а также о перспективных отраслях в развитых и развивающихся странах.
В трудные времена инвесторы предпочитают развитые страны: считается, что в них меньше риска (то есть вероятности потерять деньги). В хорошие времена у людей снова возрастает аппетит к риску, и деньги начинают перетекать в развивающиеся страны (в них можно больше заработать). Критерием для отнесения страны к развитой или развивающейся зачастую называют показатель Валового Внутреннего Продукта на душу населения — о нём мы говорили в предыдущих статьях.
Итак, разговор мы начнем с Соединенных Штатов Америки — самой большой экономики мира.
Наша справка | |
---|---|
Размер Валового Внутреннего Продукта США, по данным Международного Валютного Фонда, составляет 14,3 трлн долл. (для сравнения, в России ВВП, по последним данным, достигает 2,3 трлн долл.), что составляет около 20% всей мировой экономики. |
Несмотря на огромный долг и бюджетный дефицит, страна по-прежнему является «тихой гаванью» для инвесторов. Об этом говорит тот факт, что в мировой кризис резко вырос спрос на облигации правительства США. Если до кризиса инвесторы готовы были их покупать только с доходностью выше 5%, то в конце
Фондовый рынок США — крупнейший в мире: более 10 тыс. компаний являются публичными и торгуются на фондовых биржах Америки. И у Вас тоже есть возможность выйти на него.
Что выбрать
Чтобы определиться, в какую индустрию вкладывать, надо оценить динамику и перспективы различных сфер экономики страны.
А также определить Ваше отношение к риску: если Вы стремитесь избегать риска (например, любите размеренную предсказуемую жизнь), то в развитых странах вам надо искать индустрии, где нет резкого изменения спроса, а значит, и резких колебаний курсов акций. Это, например, производство продуктов питания или связанный с ней же ритейл. Если же вы более склонны к риску, то будете искать индустрии, которые обещают больше роста, но и пострадать могут больше (при наступлении трудных времен). Высокая доходность всегда сопряжена с высокими рисками.
Предположим, вы остановились на пищевой промышленности. На еду американцы тратят около 15% своего дохода (для сравнения, россияне — около 38%). В целом потребность в продуктах питания в стране удовлетворена. Значит, развитие индустрии будет определяться, скорее, приростом населения, а не ростом потребления на человека (в два раза больше люди есть не станут). Поэтому производство продуктов питания и ритейл вряд ли будут расти ударными темпами внутри страны — только если придумают нечто невероятное, что все захотят попробовать и им очень понравится.
Так что развиваться эти компании могут за счет экспорта продуктов питания на развивающиеся рынки, но это уже другая история, пока мы рассматриваем потребительский рынок США. Если же посмотреть на сегмент качественной (ресторанной) еды, здесь можно найти возможности: вкусно поесть американцы любят, и готовы за это платить.
Плата за испуг
Одной из регулярных статей расхода среднего американца является страхование. Страхуют дома, машины, а особенно — здоровье: медицинскую страховку имеют около 75% американцев.
Как-то на лекции по экономике в университете мы рассуждали, к какой потребности относится здоровье. Пришли к тому, что здоровье — потребность материальная. Лектор пошутил: мол вы ребята это поймете, когда вам будет за 50 и посмотрите, сколько будете тратить на здоровье... Я бы сейчас добавил: съездите в США, и у Вас не останется сомнений, что здоровье — материальная потребность в любом возрасте. За вызов скорой помощи могут выставить счет на 5000 долл., за удаление аппендицита — 7000 долл. (умирать не оставят в любом случае, даже если денег нет, но счет все равно выставят. А как будете платить — это уже другая история).
При таких ценах на медицинские услуги американцы предпочитают платить чуть-чуть, но каждый месяц за страховку. Зато при получении медицинского счета, больше похожего на номер телефона, основную часть выплат возьмет на себя страховая компания.
Огромную массу медицинских расходов несет государство в виде специальных программ для пенсионеров и бедных слоев населения. Реформа, которая сейчас проходит в США в сфере страхования и медицины, при глубоком рассмотрении направлена на сокращение бюджетных расходов, и только потом — на доступность медицинских услуг. Она запланирована на несколько лет вперед, и, судя по принятым законам, отнюдь не увеличит прибыли страховых и медицинских компаний. Последствия законов до конца не ясны, дебаты продолжаются вплоть до объявления реформы неконституционной.
Таким образом, медицина и страхование — отрасли, которые сегодня в США находятся в процессе «реорганицации». А если мы не знаем, чем это закончится, то, прежде чем инвестировать, надо хорошенько подумать.
О перспективах банковской и сырьевой отрасли, а также авиа- автопрома США читайте в на следующей неделе в разделе ПРО ДЕНЬГИ.
* Oxenuk Management LLC — зарегистрированный инвестиционный эдвайзер в штатах Невада и Нью-Йорк (США).