- Можно ли верить «антикризисным скидкам»? Или наши продавцы «втридорого продают, втридешевле берут», и в этом и заключаются мнимые скидки?
- Тут невозможно сказать абсолютно да или нет. Общая тенденция - скорее нельзя верить. Есть, безусловно, такие производители и такие продавцы, которые снижают цены или свои наценки за счет сокращения собственной прибыли. Есть и такие, кто делают это же за счет снижения издержек рационально – например, увеличивая нагрузку сотрудникам при той же зарплате. Или находят какое-то новшество, которое позволяет рационализировать производство. Но, как правило, такие чудеса бывают редко.
Сокращают издержки за счет того, что вместо масла кладут маргарин, вместо коньяка в торты подливают чего-нибудь попроще. То есть за счет экономии на сырье. И это касается не только продовольствия. Под тем же названием, с тем же техническим паспортом зачастую продается совсем не то, к чему привыкли потребители.
Например, если вам предлагают автомобиль дешевле, обратите внимание на комплектацию – наверняка она урезана. Или другой вариант - вам могут предложить замечательную рассрочку, но при заключении договора окажется, что это обеспечено договором страхования, который стоит значительно дороже обычного. Поэтому очень внимательно относитесь, не верьте в бесплатный сыр. Это сейчас обычное дело. Все хотят продать любой ценой.
- Читатели пишут нам, что в кризис продавцы стали обсчитывать еще больше, чем в спокойные времена. «Всё изощреннее и наглее стали эти работники торговли. Будет ли предусмотрено ужесточение законодательства против таких ловкачей?» - обращается к вам Лариса из Мурманска.
- Законодательство до сих пор только смягчалось – из УК статью «Обман потребителей» изъяли. В советское время довольно много сидело продавцов за обсчет и обвес. Один из плюсов сетевой торговли – в стандартах обслуживания. Там, когда проходишь через терминал кассы, очень сложно обсчитать или обвесить. Бывает и обвес. Но если у вас есть упаковка, либо заводская и завод отвечает за это.
Мы проводили еще лет 8 назад такое исследование, насколько соответствует объявленному весу то, что у нас в баночках и коробочках, и даже спички подсчитывали в коробках. И всегда 1-2 не хватало. Шариковые ручки очень часто с пастой на полчаса писания. Майонез, сметана и прочее – чаще всего несколько граммов недоложено. Но ведь общественность не может системно это отслеживать, за этим должны следить госорганы. Я не вижу этого. Но потребителю обидно, когда его на кассе обсчитали и обвесили. Это свойство частной торговли, когда вы не знаете, как продавец взвешивает, и у вас нет калькулятора в голове. Там действительно обвес – обычное дело. Но это не в супермаркетах.
История с ценниками – другое. Бывает, что человек видит цену на ценнике 82, а пробивают – 85. И при вопросе говорят, что цену изменили, а ценник просто не успели поменять. Так вот, то, что на полке написано, – и есть настоящая цена в соответствии с законом о защите прав потребителей. Что у него в памяти кассы – покупателя не касается. Обсчет и обвес – системная история, это заработок продавца и самого хозяина. Есть истории, когда хозяин устанавливает норму продавцам по обвесу и обсчету. Заставляют сдать после смены неучтенную выручку, а ведь она не облагается налогом. Это беда. По всем нашим опросом на 4-5 месте среди всех претензий потребителей стоит обсчет и обвес.
- Много писем пришло к нам по поводу мошенничества с замороженными продуктами. В частности, пенсионер Вадим Михайлович спрашивает вас: «Как можно бороться с тем, что в замороженной рыбе до 25% веса - лед?»
- А я сталкивался, когда и 50% веса льда. Это безусловно циничное нарушение закона. Вам продают воду по цене рыбы, а она сейчас не дешевая. Надо жаловаться в Роспотребнадзор, это федеральный орган исполнительной власти, который обязан такими вещами заниматься. К сожалению, нет одной нормы в законе, на которую можно было бы пальцем показать. На самом деле есть государственный стандарт на замороженную рыбу, есть норма глазури, в которой находится рыба, она должна составлять не более 2%, по импорту нет вообще ограничений, это упущение, конечно. Но главное, что вес глазури не входит в вес реализуемой продукции. На это могут ответить, что ГОСТы теперь не закон, они добровольные. Они теперь добровольные, только кроме норм, устанавливающих требования к безопасности или обеспечивающих неведение потребителей в заблуждение. Это как раз тот случай – обеспечение неведения потребителей в заблуждение. Поэтому норма обязательная и должна исполняться. Не вправе торговец брать за лед. Это одно из самых массовых нарушений. То же самое, знаю хорошо, по замороженной птице бывает, когда в глыбе льда, и вы платите за этот лед. Не нужно этого делать.
Итак, из чего складываются многие «антикризисные» акции:
1. Скидки «рисуют» на предварительно завышенные цены. «Плюс» на «минус» даёт обычную, а не «антикризисную» стоимость.
2. Заменяют ингредиенты на более дешёвые. Цена продукта падает, но его качество резко снижается.
3. «Упаковка та же, а что внутри?» - урезают комплектацию техники.
4. «Под толщей льда» - покупателей заставляют платить за лёд по цене замороженных мяса или рыбы.
5. «Цены так быстро растут»: на полке «написано» одно, на кассе пробивают большую цену под предлогом внезапного роста цен.
6. «...И варёная колбаса стала сырокопчёной»: часто на экономичных продуктах появляются ценники более дорогих товаров того же сорта.
7. Экономия на граммах: стандартные упаковки содержат «уменьшенное содержание продукта»
8. Снижают стоимость товара, но без «дополнительных условий» покупки в виде навязанных дорогостоящих услуг его приобрести нельзя (в частности, касается автомобилей в кредит).
9. Обсчёт: внимательнее считайте сдачу.
10. Обвес как получение дохода, не облагаемого налогами, стал весьма популярен. Впору приходить в супермаркет со своими весами и калькулятором...
Послесловие
- Что бы вы пожелали нашим читателям?
- Удачных покупок. Если чуть подняться над нашим повседневным бытом, хотел бы напомнить, что древние говорили: законы пишутся для бодрствующих, а не для спящих. Мы часто ругаем законы, что они не работают, но стоит нам самим начать прикладывать усилия, быть уверенными, что защита нашего кошелька и достоинства стоит наших усилий, то ситуация начинает меняться. Желаю не оставлять безнаказанными тех, кто нас обкрадывает и обижает. Как минимум пожаловаться в орган, который надзирает, оставить запись в жалобной книге. Обратиться в общественную организацию потребительскую в вашем регионе, в конце концов, пожаловаться в «АиФ», и, может быть, когда накопиться немало жалоб на одно и то же, газета выступит. Я верю в действенность выступлений «АиФ».
Прочитать полный текст онлайн-конференции с председателем Союза потребителей России вы можете здесь.