Как сильно пострадал «Адмирал Кузнецов» при аварии плавдока?
В ночь на 30 октября на заводе в Мурманске в ходе плановых ремонтных работ авианосца «Адмирал Кузнецов» произошло аварийное затопление плавучего дока ПД-50. В результате инцидента на палубу авианосца упал 70-тонный башенный кран дока. После происшествия авианосец был отбуксирован для дальнейшего ремонта к причалу 35-го судоремонтного завода под Мурманском, который является филиалом АО «Центр судоремонта «Звездочка».
По официальной версии причиной аварии стало внезапное отключение электроснабжения. «Произошел скачок напряжения с берега, из-за этого встали насосы и произошло нерасчетное погружение дока в воду», — заявили в Центре судоремонта «Звездочка».
Затопление плавдока не удалось избежать, поскольку на ПД-50 не были запущены резервные генераторы, которые предусмотрены для обеспечения автономной подачи электричества.
Какие повреждения получил авианосец?
Единственный авианосец ВМФ РФ на момент аварии находился на стапеле и уже был готов к плановому спуску на воду. Упавший кран повредил корабль в районе технической зоны, где расположен подъемник для самолетов, а также аэрофинишеры (тросы, которые останавливают самолет после посадки). Как сообщает ТАСС со ссылкой на президента Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Алексея Рахманова, кран повредил корпус авианосца и его полетную палубу.
«Объемы ущерба мы сейчас оцениваем. На палубу упал кран с высоты примерно 15 м, понятно, что там есть и повреждения корпуса, и повреждения палубы, но, к счастью, это произошло на тех участках, которые не связаны с эксплуатацией какого-то „жизненно важного“ оборудования крейсера», — сказал Рахманов.
По словам Рахманова, на авианосце есть рваное отверстие размером четыре на пять метров, а также поврежден борт выше ватерлинии, но все эти повреждения «укладываются в обычную практику корпусного ремонта».
После оценки характера повреждений водолазами в ОСК уточнили, что никаких повреждений, способных повлиять на сроки выполнения работ, корабль не получил.
Когда завершат ремонт авианосца?
Ожидается, что «Кузнецова» отремонтируют к концу 2020 года, и в 2021 году он вернется в состав ВМФ России. «Сроки сдачи корабля заказчику, то есть министерству обороны, несмотря на сегодняшний инцидент, остаются прежними — 2021 год», — заявил РИА Новости официальный представитель ОСК Илья Житомирский.
Где конкретно будут выполнены работы, пока неясно. Единственный вариант — это бассейн завода «Севмаш», где сейчас проводится ремонт тяжелого атомного ракетного крейсера «Адмирал Нахимов», но для ремонта «Кузнецова» там необходимо расширить вход в бассейн, который не был рассчитан исходно на пропуск кораблей такой ширины.
ПД-50 был единственным большим плавучим доком на севере. Еще один подобный плавдок — ПД-14, пригодный для ремонта таких больших кораблей, как «Адмирал Кузнецов», находится на Дальнем Востоке.
Главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский заявил РБК, что ПД-50 можно будет поднять и снова ввести в эксплуатацию. Такая операция, по его словам, займет около месяца. В настоящий момент один из двух крупнейших плавучих доков России лежит на дне с большим креном. Его правая башня находится на глубине 25 метров, а левая — на глубине 10 метров.