Борис Минаев, автор повестей «Детство Левы», «Гений дзюдо», романа «Психолог, или Ошибка доктора Левина»:
- Недавно я впервые от начала до конца посмотрел фильм Антониони «Красная пустыня». Фильм вошел в историю кино из-за цвета.
Цвет в фильме просто ошеломляющий. Каждому цвету соответствует свое настроение. Когда героиня идет в зеленом пальто по зеленой траве с маленьким сынишкой за руку, хочется смеяться от восторга. Когда люди говорят о сексе, пьют вино и опасно шутят на фоне ярко-красной картонной стены, восторг тот же, но уже тревожный. Белый коридор гостиницы, сизый туман морского побережья, стены, заборы, даже стулья, не говоря уж об одежде, – все кричит цветом и разговаривает цветом, и полно этого цвета. И, когда в конце фильма из высоких труб идет ярко-желтый ядовитый дым, уже можно не объяснять – это и есть апокалипсис, который ждет человечество (фильм, напомню, снят аж в 1964 году).
Вообще цвет – очень странная штука. Сейчас гулял с собакой. Яркий солнечный холодный день. Небо прозрачное. Опавшая листва шуршит под ногами. Рыжая собака на желтых листьях. Красота. Чистота красок и линий. Думаю: ну как же жить без этого? Как я вообще без этого мог обходиться?
А ведь обходимся же. И даже не замечаем. Цвет – он ведь как воздух, как вода, начинаем о нем думать только в тот момент, когда он исчезает или когда появляется вновь. Цветовое голодание – ужасно.
В детстве ты набираешься цвета как бы на будущее. Помню эту радость от красок, карандашей, притом что совсем не умел рисовать.
Даже разноцветные узоры в луже от разлитого бензина – и те приводили в экстаз. Каждая краска неба, когда часами проводишь на улице, во дворе, загоралась и внутри тебя тоже.
Постепенно мир начал тускнеть. Живя в постоянно повторяющемся цикле событий, в одних и тех же декорациях, мы начинаем терять цвет. Женщины это чувствуют лучше – недаром они порой так отчаянно рвутся на природу. Особенно ужасен искусственный цвет мониторов. Он не дает того вброса эмоций, который должен быть обеспечен живым, натуральным цветом. А ведь мы сидим у мониторов сегодня просто часами, днями.
Поэтому я не очень люблю разговоры о «нежных», тонких, как бы ненавязчивых цветах – да, они красивы, но в условиях тотального дефицита цветовых эмоций они превращаются в серое. Поэтому я за яркие нарядные цвета в женской моде, хотя понимаю, что это далеко не всем идет.
Ну и самое главное. Цвет нужно объявить витамином. Компонентом, без которого не может обходиться человек. Находить его, культивировать, обеспечивать им население. Выглядит наивно, но уверен, в будущем все так и будет. Право на цвет…