Как-то встретил хорошего знакомого, с которым давно не общался. Решили наверстать упущенное, зашли в ресторанчик. Новостей оказалось много, и мы засиделись в приятном заведении. Обсудили широкий круг вопросов, но меня, как врача, больше всего заинтересовало сообщение о том, что сын Анатолия, оказывается, уже два года «грызет гранит» медицины в Германии.
– Ты не представляешь, Александр, – воскликнул мой собеседник, сам, кстати, чиновник от медицины, – что такое Германия и каков там уровень учебы! Ведь от чего зависит уровень здравоохранения в стране? От уровня подготовки специалистов! У них не система подготовки студентов, а машина, часы, идущие точь-в‑точь!
За державу стало обидно, и я, не выдержав, возразил:
– Часы!.. Только швейцарские лучше немецких, а некоторые наши марки как раз на уровне швейцарских и производятся.
Анатолий замер и на мой резкий вираж не менее резко заметил:
– Помнится, я брал из твоей библиотеки роман, который начинается с того, что крестьянский парень по указанию Петра I едет за границу учиться на лекаря… Это была твоя любимая книга. Может, и ты мечтал о подобном? Что же изменилось?
– Не нужно преподносить тему подготовки специалистов за границей как панацею. Левшей и Кулибиных у нас всегда было больше. Можно подумать, что в той Европе анатомия человека или химические формулы лекарств другие… Все то же самое! Дело в отношении… Студентов – к усвоению знаний, преподавателей – к процессу подачи материала, при наличии у последних достойного вознаграждения за труд. Когда первая и вторая составляющие процесса обучения работают, нет условий для появления третьей – желания у студента купить, а у преподавателя продать оценку знаний. Тогда ведь не только теория, но и практика, например, в виде создания достойной техники, будет работать! Не зря сейчас идет установка на собственное производство и вообще на свое!
Кстати, о том романе… Он начинается с другого: молодой человек крестьянского происхождения, отправленный императором учиться за границу на врача, возвращается в Петербург за день до смерти Петра. Он узнает о болезни царя и пытается прорваться к нему. Но его не допускают до императорской особы, ведь он не лейб-медик. Вот так и решается судьба царя, которому не смогли помочь придворные эскулапы и оставшиеся за дверями заграничные знания крестьянского лекаря…
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции