Примерное время чтения: 6 минут
2470

Непосильные задачи. Как защитить ребёнка от интеллектуальных перегрузок

Лекарственное обозрение № 16. Здоровье детей 17/09/2016

Печальная статистика

Взрослые нередко жалуются на нехватку времени и с ностальгией вспоминают своё беззаботное дет­ство. На самом деле у современных школьников оно едва ли безоблачное. Так, специалисты отмечают, что одна из главных причин расстройства здоровья школьников – это так называемый стресс ограничения времени. 

За последние 50 лет школьная нагрузка выросла более чем в два раза. Соответственно увеличился и объём домашних заданий. В дополнение к этому многие школьники посещают спортивные секции, музыкальную или художественную школу, различные кружки и факультативы. 

В итоге, чтобы всё успеть, они вынуждены постоянно спешить, у них практически не остаётся времени, которое они могли бы посвятить отдыху или своим, не связанным с учёбой, интересам.

Ещё одна проблема – психологическое давление на школьников со стороны учителей и родителей. Нередко причиной стресса становятся завышенные требования по поводу оценок, спортивных достижений, успехов в музыкальной школе…

Итоги этого неутешительны. Согласно исследованиям физиологов, у 40% учеников начальных классов имеются признаки скрытых или явных неврозов. Среди подростков этот показатель доходит до 70%. И чем более «сильная» школа, чем интенсивнее её учебная программа, тем процент выше. Так, у школьников, обучающихся в школах с углублённым изучением одного или нескольких предметов, к концу учебной недели, четверти и года существенно ухудшается работоспособность.

Серьёзным фактором риска перенапряжения является низкая физическая активность современных детей. Сегодня ребёнок всё чаще проводит досуг не на прогулке, а перед экраном телевизора или компьютера. По подсчётам физиологов и педиатров, в младшей и средней школе дефицит активности у детей достигает 30–40%, у старшеклассников – 80%.

Нехватка движения плохо сказывается не только на физическом, но и на психологическом состоянии, ведь, бегая, прыгая, играя в подвижные игры, просто гуляя на свежем воздухе, ребёнок снимает внутреннее напряжение.

Важно!
Хроническая перегрузка нередко даёт о себе знать простудами, которые ребёнок цепляет одну за другой. Дело в том, что интеллектуальное переутомление снижает адаптационные возможности организма, в том числе и иммунной системы. На фоне учебного стресса растёт и количество хронических болезней. Среди них на первом месте заболевания органов дыхания и пищеварения, на втором – сердечно-сосудистые нарушения, на третьем – патологии нервной системы и опорно-двигательного аппарата. По статистике, за время обу­чения количество детей, имеющих хронические заболевания, возрастает в два раза.

Факторы риска

Существуют признаки, указывающие на то, что ребёнок переутомлён и испытывает хроническое перенапряжение.

Он не сосредоточен. Садясь за домашнюю работу, долго не может на ней сконцентрироваться, а учителя жалуются, что он плохо слушает на уроках, вертится.

Вечером ребёнок долго не может заснуть, хотя может ложиться позже положенного. Днём, наоборот, чувствует сонливость.

У ребёнка плохой аппетит, он худеет. Так, в Москве, согласно статистике, до 60% первоклассников к концу первой четверти теряют в весе, хотя они растут и должны, наоборот, прибавлять килограммы.

Младшеклассник становится возбуждённым, а подросток раздражён и грубит, у него наблюдаются частые перепады настроения.

У ребёнка болит голова и периодически поднимается артериальное давление.

Особенно к скачкам давления на фоне интеллектуальных перегрузок склонны девочки. Если какие-то из данных симптомов не исчезают в течение 1,5–2 недель, нужно обратиться к врачу. Он может назначить препараты, помогающие организму своевременно восстанавливаться на фоне стресса, а также повышающие умственную работоспособность. 

Визит к доктору также необходим, потому что некоторые из проявлений усталости очень похожи на симптомы ряда соматических заболеваний, которые важно вовремя распознать.

Памятка родителям

Мама и папа школьника мало могут влиять на то, как в школе ведутся уроки, сколько их в расписании, насколько строго спрашивает учитель. Однако в их власти следить за тем, чтобы ребёнок избегал перегрузок дома и в свободное от школы время.

Следите за тем, чтобы ребёнок не проводил много времени у компьютера, если этого не требует учебный процесс. В подростковом возрасте он не должен просиживать за монитором больше полутора часов. Детям до 8 лет разрешается пробыть у компьютера около 40 минут, детям младше 7 лет – не более 20 минут в день. Если за монитором нужно сидеть, выполняя задание по учёбе, важно делать перерывы на 10 минут каждые полчаса.

Помогите сыну или дочери найти занятия по душе. Часто ребёнка грузят занятиями в музыкальной или художественной школе, а он боится признаться, что ему они не нравятся. Пообщайтесь с ребёнком, выясните, что ему интересно на самом деле, и поощряйте его творческие стремления. Если человек чем-то по-настоящему увлечён, нагрузка переносится легче и стрессовых ситуаций меньше. Но в любом случае желательно, чтобы дополнительные занятия заканчивались не позже чем в 19.00, иначе времени на отдых совсем не останется.

Следите, чтобы ребёнок соблюдал режим дня: просыпался, ел, ложился спать в одно и то же время. На сон должно уходить не менее 8–9 часов в сутки.

Всегда старайтесь оказать ребёнку поддержку. Поощряйте его успехи и не наказывайте при неудачах.

Старайтесь, чтобы ребёнок больше двигался. Если он недостаточно спортивный и не занимается в секции, выбирайтесь с ним на пикники, в походы, на экскурсии. Физическая активность, смена вида деятельности и новые впечатления будут благотворно действовать на его нервную систему.

Уделите внимание питанию ребёнка. В его меню должно быть достаточно полноценного белка (его мы получаем из нежирного мяса, рыбы, творога), сложных углеводов (содержатся в крупах, цельнозерновом хлебе), а также витаминов (черпаем из овощей, фруктов, ягод). Также для хорошей работы мозга необходимы жирные кислоты, входящие в состав жирной рыбы, нерафинированного растительного масла, орехов.

Препараты, применяющиеся при повышенных нагрузках

Особенности:  препараты, применяющиеся для улучшения умственной работоспособности, обычно действуют за счёт того, что стимулируют обменные процессы в головном мозге. На то, чтобы их действие стало заметным, как правило, требуется время. Лишь препараты женьшеня и элеутерококка могут дать ощутимый стимулирующий эффект после однократного применения.

Наиболее частые побочные эф­фекты:  аллергические реакции.

Основные противопоказания: индивидуальная непереносимость.

Информация для пациента:

Препараты рекомендуется использовать курсами, длительность которых определяет врач.

Если вы заметили, что после приёма лекарства ребёнок стал слишком возбудимым, у него нарушился сон, необходимо сообщить об этом врачу. Возможно, препарат не подходит и его нужно сменить.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы