На пресс-показ нас ведут, надев нам черные повязки на глаза. Три лестницы вверх-вниз, двери, которых кажется так много, и через улицу – вход в Малый зал. Когда, наконец, снимаешь повязку, думаешь: «Господи, вот оно счастье!» А как жить тому, кому «на плечи, как панцирь, надета его слепота»?
Проект уникален, и спектакль, уверена, интересен для любой публики. Режиссер – Каролина Зерните из Литвы, где этот ее эксперимент уже состоялся.
Сегодня, когда удивить зрителя и в театре, и в кино рвутся наперегонки все творцы, этот спектакль на самом деле вызывает изумление. Ты, зрячий, видишь классика, читаного-перечитаного, в совершенно неожиданном ракурсе.
Перед тобой в черной комнате актеры, одетые в черное, порой с помощью кукол, чаще без них творят чудо из звуков – шума листвы, плеска воды, гуканья ночных птиц, лая, рычания и кудахтанья, завывания ветра и, конечно, голосов и пения. И гоголевский мир – фантастический, чарующий, таинственный, то смешной, то жутковатый, с его ведьмами, панночками и утопленницами ощущаешь так, что хочется… закрыть глаза и только слушать! Да еще и нюхать!
В сцене поедания пирогов их натуральный запах заставляет буквально сглотнуть слюнки. А незрячим зрителям, которые сидят прямо на сцене, лицом к нам, к залу, посреди всего действа, приходится непосредственно участвовать в нем. Их слегка щекочут веточками, «опыляют» мельчайшими брызгами воды, берут за руки, вкладывая в ладони куски «живого» теста, а пироги затем дают попробовать.
Диана Гурцкая, пришедшая на показ, радовалась, что этот спектакль будет лишь началом пути по продвижению визуальных искусств для слабовидящих и слабослышащих: «Они такие же люди, так же чувствуют, переживают и должны жить обычной жизнью».