Он знает, как это - опуститься на самое дно. Но он также знает, что оттуда можно подняться, если заметить протянутую руку помощи.
Пить, и пить крепко, он начал с 16 лет. Брат, который был старше его на 8 лет, научил.
К окончанию школы Александр уже был алкоголиком. К тому же круг общения к пьянству вполне располагал:
- Мы же были умные ребята, читали книги, играли на гитарах, искали способы духовного самосовершенствования. Вот только культовым писателем был Веничка Ерофеев. Я был славянофилом и крепко «сел на стакан». Трудился грузчиком на рыбокомбинате. В первый же день работы, когда мы разгрузили грузовик с рыбой, ко мне подошёл бригадир и сказал: работать ты умеешь, давай проверим - умеешь ли пить. И налил целый стакан водки. Я не отказался. И так ушёл в свой первый двухгодичный запой. Спустя пару лет Александр потерял работу грузчика, но пить не перестал. От пьянки умер брат, от горя умерла мать. Квартира превратилась в настоящий притон. Как он сейчас вспоминает, у каждого алкоголика всегда есть некий отрицательный лидер, на которого можно кивнуть головой, - мол, да, я-то пью, но его вон вообще с работы выгнали. Или с работы меня выгнали, но зато я по мусорным бачкам не побираюсь. Это самообман. Иллюзия, что у тебя лично всё ещё не так плохо. Однако пришло и для Александра время рыться по мусорным бакам, а вокруг квартиры уже кружили чёрные риелторы...
- Я пытался бросить пить. Всё-таки был из образованной семьи, читал книги, старался понять, что со мной происходит. Голодал. Обливался. Кодировался. И вновь срывался...
И что, даже любовь и семья не помогали? И Александр рассказывает, что да, теперь он знает, как это - бороться за любимого человека. Но тогда он жил с женщиной, которая тоже пила. И это страшно, когда два близких человека не помогают друг другу победить общую проблему, а, наоборот, постоянно топят друг друга...
Кириллов точно помнит день, когда он бросил. Это было 9 декабря 2002 года. Силы воли уже не оставалось, было смирение. И надежда на Бога, которая появилась после знакомства со священником из местного собора. Помнит, как гордился тем, что вот уже 3 месяца не брал в рот ни капли. Через 3 года он создал православное общество борьбы с пьянством «Неупиваемая чаша».
С удивлением обнаружил, что, как только завязал, вернулись творческие способности. Сперва стихи были корявыми, но постепенно рифмы складывались всё лучше. Позже Кириллов стал писать музыку. Его ролик «Реквием по погибшим от алкогольного безумия» собрал в Интернете более 12 000 просмотров из 40 стран. Александр нашёл работу, объездил пол-Европы. К спиртному его совершенно не тянет. Со своей женой он познакомился на курсах по борьбе с пьянством. У неё была та же самая проблема. И если Александр победил болезнь, то супруга срывалась, и он её вытягивал.
- В первую очередь надо не поддаться искушению пить вместе с мужем или женой. Может быть и наоборот! Тот, который не пьёт, своим поведением, жизненными силами, творческим подходом перевешивает все плюсы алкоголя, и семья возвращается к нормальной жизни. Это целая наука, как себя правильно вести: не давать поводов для пьянства, чувствовать супруга, изучить и самого себя, понять собственные ценности и приоритеты, помогать близкому держаться подальше от бутылки.
Мнение экспертов
Александра Сучкова, психолог-консультант, тренер Института групповой и семейной психологии и психотерапии:
- Когда есть тяга к спиртному - это уже начавшийся алкоголизм, как бы ни хотелось это отрицать. Надо признать эту тягу. Это болезнь, не нужно себя винить, считать порочным, слабым. Ищите поддержку в семье.
Очень эффективны так называемые группы анонимных алкоголиков. Они есть в каждом городе, люди там знают, что такое пить, что такое быть трезвым и чем наполнять жизнь кроме алкоголя.
Сергей Гусев, д. м. н., врач-нарколог:
- Хорошие результаты даёт только комплекс лечебных мероприятий: медикаментозная терапия совместно с психотерапией, работой с психологом по мотивации на воздержание от алкоголя. Но как раз те, кого нужно лечить активнее всего, добровольно лечиться не хотят. Такие люди садятся за руль пьяными, калечат близких.
И таких нужно лечить даже без согласия, вывести из запоя, изолировать на несколько дней от алкоголя, а затем предложить: или лечение, или серьёзная кара. Общество должно бороться с агрессивным пьянством.
Мнение экспертов подготовила Юлия Гарматина