Главная цель – диагностика хронической обструктивной болезни легких (ХОБЛ).
Почему ХОБЛ?
Согласно официальной статистике, этим заболеванием в России страдает 2,4 миллиона человек. На самом деле больных ХОБЛ намного больше, предположительно около 11 миллионов. Столь значительное расхождение в цифрах объясняется тем, что заболевание диагностируется очень поздно. Лишь каждый четвертый случай ХОБЛ распознается своевременно. Симптомы болезни – кашель, одышку, хрипы при физической нагрузке – часто принимают за проявление хронического бронхита или бронхиальной астмы. В первом случае человек толком и не лечится, во втором – лечится, но не так, как надо.
При исследовании дыхательных путей отличия ХОБЛ от бронхита и астмы становятся очевидными. При хронической обструктивной болезни поражается не только бронхиальное дерево, но и плевра, дыхательная мускулатура, легкие. И самое главное отличие – идет процесс сужения дыхательных путей, который при отсутствии грамотного лечения может стать необратимым.
Лаборатория на колесах
К сожалению, обследуют дыхательную систему сегодня очень немногие. Живущим в больших городах ходить по врачам некогда, жителям небольших населенных пунктов – зачастую еще и некуда. В этом смысле «Пульмомобиль» – выход: не нужно идти в поликлинику, записываться к специалистам, стоять в очередях. Машина с нужными приборами и специалистами сама приезжает на место (например, в офис).
«Это, конечно, первичная диагностика, – объясняет Светлана Чикина, старший научный сотрудник НИИ пульмонологии, работающая в одной из бригад «Пульмомобиля». – Она помогает обозначить проблемы, если они есть у пациента, и направить его на дальнейшее обследование».
Проект действует с начала 2011 года, за это время были проведены обследования людей на улицах и предприятиях Москвы и Санкт-Петербурга, а также в Московской и Ленинградской областях. По словам Александра Чучалина, главного терапевта Минздрава РФ, директора ФГУ НИИ пульмонологии ФМБА России, подобный проект особенно востребован в регионах.
Например, в Центральной Сибири и Приморье, лидирующих по табакокурению, в Ставрополье и Краснодарском крае – там очень распространена бронхиальная астма из-за цветущей амброзии.
Что покажут приборы
Какие же исследования можно пройти в «Пульмомобиле»?
Первое – оценка ригидности, то есть жесткости сосудов. Мы привыкли, что сосуды поражены при сердечных заболеваниях. Но многочисленные данные показывают, что они страдают и у больных с ХОБЛ. Исследование проводится по пульсовой волне, которая распространяется от сердца к периферии.
Далее – электрокардиография, позволяющая оценить регулярность и частоту сердечных сокращений, обнаружить возможные нарушения кровообращения. В «Пульмомобиле» есть система скрининга сердца «Кардиовизор» – прибор для выявления скрытых патологических состояний миокарда, предынфарктных состояний, уточнения причин аритмии, различных кардиомиопатий. И последний прибор для диагностики сердечно-сосудистой системы – это пульсоксиметр, который измеряет уровень насыщения капиллярной крови кислородом и частоту сердечных сокращений. Содержание кислорода определяет обмен веществ, знание этого показателя помогает предупреждать серьезные нарушения.
Важнейшее исследование для проверки состояния дыхательной системы – спирометрия, измерение емкости легких и оценка их вентиляции. На нос пациента надевают прищепку, в руки дают трубочку. По команде врача надо сделать максимально глубокий вдох и потом резкий выдох. Если бронхи здоровы, в них хороший просвет, то через них проходит много воздуха с хорошей скоростью. При отеках, скоплении мокроты, спазмах просвет в бронхах сужается – тогда скорость выдыхаемого воздуха меньше.
Еще один тест с прищепкой на носу – проверка концентрации угарного газа в выдыхаемом воздухе. Если она повышена, значит, организм не справляется с выведением тех вредных веществ, которые он вдыхает. Кстати, согласно результатам последнего московского исследования, слишком высокие показатели имелись у 31% людей, пришедших на прием.
Весьма интересны и данные, полученные при обследовании 200 работающих молодых специалистов. У 34% было выявлено нарушение бронхиальной проходимости разной степени тяжести. При этом пациенты не отмечают жалоб со стороны дыхательной системы, не придают значения утреннему кашлю с мокротой. Другими словами, дают болезни огромный шанс. Вот почему «Пульмомобиль» планируется особенно активно использовать в том числе и для обследования молодых пациентов.